МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

29.08.2020

Рекомендации для педагогов при работе с «трудными детьми»

Существуют следующие группы педагогических приемов:

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между педагогом и учеником, установлению душевного контакта:

  • проявление доброты, внимания, заботы;
  • просьба;
  • поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-       поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-  любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-   награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-  поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-  помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

-    никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка;

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние ребенка;

-    не унижайте ребенка;

-  соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка:

  • «авансирование личности» – предоставление ученику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
  • обходное движение. Различное отношение учителя к ученику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, ученик, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на ученика сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, ребёнок благодарен своему учителю за поддержку. Такие минуты не забываются. Педагог становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие;
  • прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Учитель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;
  • проявление огорчения;
  • проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:

-       убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;

-       доверие;

-       моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;Хочу такой сайт

-       вовлеченность в интересную деятельность;

-       пробуждение гуманных чувств;

-       нравственное упражнение.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика:

  • Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
  • Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее, он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
  • Активизация сокровенных чувств ребёнка. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы:

- Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

-   Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

-      Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

-       Приказание.

-       Предупреждение.

-       Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.

-       Проявление возмущения.

Вспомогательные приемы:

  • Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
  • Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей и педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик.

Крик – это педагогическое невежество.

Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Просмотров всего: , сегодня:

Методические материалы по правовому воспитанию.docx (скачать)
Новые требования к внеурочной деятельности.pptx (скачать)
Методики для диагностики коммуникативных УУД.pdf (скачать) (посмотреть)
Смысловое чтение.docx (скачать)
методические рекомендации по внедрению и использованию паспортов дорожной безопасности в ОО.pdf (скачать) (посмотреть)
организация внеручной деятельности по ПДД.pdf (скачать) (посмотреть)
Метод.рекомендации по организации воспитательной работы с использованием дистанционных технологий.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 23.11.2018

Дата обновления: 11.03.2021

Дата публикации: 29.08.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».