Речевая практика АООП образования обучающихся с УО

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖНЯЯ САЛДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
ул. Фрунзе, д.11, г. Нижняя Салда, Свердловской области, 624740
Тел.: (34345) 3-09-80; E-mail: schola10NS@yandex.ru; оф. сайт: http://10ns.uralschool.ru
Рассмотрено
на заседании педагогического
совета
протокол № 12
«__22__»___июня__2023г

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ № 10»
Бессонова А.Л._______
Приказ № 58/2-ОД
«_22____»__июня 2023г

Рабочая программа учебного предмета
« Речевая практика»

1 класс
(АООП образования обучающихся с УО (ИН), вариант 1)

г. Нижняя Салда
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 20222023 учебный год МБОУ «СОШ № 10».
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Достаточный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей,
имена ближайших родственников, адрес дома;
уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на
наглядные средства.
Минимальный уровень:
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших
родственников и товарищей по классу;
слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
2. Содержание учебного предмета
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные
подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми
тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога),
близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша –
мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному
предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена
спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере
изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата.
Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы
детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы.
Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и
использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа
речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает:
Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в
ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса
учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной
интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего
выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в
ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые,
ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня
зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости
от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные
разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы
«здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их
развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с
разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …».
Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за
поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение
просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная
реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование
форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка
при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….»,
«Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка»,
«Петушок и бобовое зернышко»
«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных
принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»
3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов в
год, количество часов в неделю – 2.

№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

Тематика
Давайте знакомиться
Давайте знакомиться
Давайте знакомиться
Давайте знакомиться
Знакомство во дворе
Знакомство во дворе
Знакомство во дворе
Знакомство во дворе
Теремок
Теремок
Теремок
Теремок
Знакомство в гостях
Знакомство в гостях
Знакомство в гостях
Знакомство в гостях
Покупка школьных принадлежностей
Покупка школьных принадлежностей
Покупка школьных принадлежностей
Покупка школьных принадлежностей
В магазине игрушек
В магазине игрушек
В магазине игрушек
В магазине игрушек
Готовимся к празднику
Готовимся к празднику
Готовимся к празднику
Новогодние чудеса
Новогодние чудеса
Новогодние чудеса
Зимняя прогулка
Зимняя прогулка
Зимняя прогулка
Зимняя прогулка
«Надо, надо умываться…»
«Надо, надо умываться…»
«Надо, надо умываться…»
«Надо, надо умываться…»
Помощники
Помощники
Помощники
Помощники
«Петушок и бобовое зернышко»
«Петушок и бобовое зернышко»
«Петушок и бобовое зернышко»
«Петушок и бобовое зернышко»
Весенние праздники
Весенние праздники
Весенние праздники
«Заячья избушка»
«Заячья избушка»

Дата проведения
План
Факт
Примечание

«Заячья избушка»
«Заячья избушка»
«Спокойной ночи!»
«Спокойной ночи!»
«Спокойной ночи!»
«Спокойной ночи!»
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»
День Победы
День Победы
День Победы
Обобщение и закрепление. Составление коротких
рассказов из личного опыта.
66. Обобщение и закрепление. Составление коротких
рассказов из личного опыта.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».