18.11.2019
Актуальность проекта
29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью этих важных документов является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания ЧИТАЮЩЕГО ДЕТСТВА.
Проект «Читающая школа» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы.
Культура чтения современного школьника заявлена среди ключевых образовательных результатов на всех этапах обучения. Одним из достижений ФГОС является понимание необходимости целенаправленного читательского развития всех субъектов образовательного процесса и включение в основную образовательную программу школы раздела, связанного с реализацией междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Однако анализ существующей педагогической практики свидетельствует о том, что отсутствие институционального статуса данной программы стало препятствием к ее системной реализации, особенно это касается основной школы (5 – 9 классы). Образовательная стратегия проекта «Читающая школа» предлагает инструментальный механизм, позволяющий активизировать ресурсы современной школы для решения общенациональной задачи – воспитание вдумчивых и увлеченных читателей.
Указом Президента России от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Целью данной Стратегии является создание условий для формирования в России общества знаний. Согласно Стратегии для формирования информационного пространства знаний необходимо реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры; сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей; усовершенствовать механизмы обмена знаниями. Важная роль в решении этих общегосударственных задач отводится системе общего образования. Именно в системе общего образования закладываются основы особого вида культуры граждан информационного общества и общества знаний — информационной культуры.
В настоящее время в России термин «информационная культура» является наиболее емким интегративным понятием в сфере информационной подготовки граждан к жизни в информационном обществе, он включает в свой состав медийно-информационную грамотность, дополняя ее такими компонентами, как информационное мировоззрение и мотивация личности, а самое главное, вписывая информационную подготовку человека в мир культуры, противодействуя конфронтации двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной. Это особенно актуально в контексте темы «Цифровая школа».
Особое значение при формировании информационной культуры школьников отводится чтению. Именно чтение является основой работы с любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь современной компьютерной техники оборачивается для человека не столько благом, сколько угрозами и рисками, опасностью манипулирования сознанием людей.
Цель проекта: повышение уровня читательской культуры школьников и роста их читательской активности
Задачи проекта:
- Разработать пути педагогической деятельности по формированию интереса обучающихся к проблеме чтения в урочной деятельности
- Повысить уровень культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями культуры
- Разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения с учетом читательских предпочтений школьников во внеурочной деятельности
- Привлечь родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта
- Создать методическую копилку материалов по привлечению детей к чтению
Основная идея проекта будет реализовываться через организацию сетевого взаимодействия «школа-педагог-ребенок» в рамках создаваемой модели «Читающая школа - успешная школа».
Содержательное наполнение проекта будет обеспечено технологиями развития коммуникативных компетенций, интеллектуального мышления учащихся, введением в практику массовой проектно-исследовательской, творческой деятельности и межпредметной интеграции, приёмов и техник формирования смыслового чтения и работы с текстом, использования возможностей внеурочной деятельности, создание привлекательной и развивающей среды, направленной на работу с информацией различных источников.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- Развитие коммуникативных компетенций обучающихся требует более глубокой проработки метапредметного и междисциплинарного содержания образования для обеспечения качественно иного результата проектно-исследовательской деятельности.
- Необходимость ранней профилизации обучения, повышение престижа гуманитарных и естественнонаучных предметов.
- Использование возможностей выездных междисциплинарных практикумов, позволяющих аккумулировать деятельность педагогов различных предметов вокруг решения одной (цели) проектно-исследовательской задачи.
- Обеспечение транслируемости и повторяемости педагогического опыта учителей.
- Обеспечение привлекательности чтения художественной, научной, публицистической литературы как детьми, подростками, так и взрослыми.
- Использование ИКТ-технологий, медиасферы при работе с любой информацией.
Планируемые изменения в общеобразовательной организации -
перспективы в деятельности педагогического коллектива в рамках реализации мероприятий инновационного проекта, в том числе и государственной программы «Развитие образования и науки» до 2020 года и на плановый период до 2025 года Челябинской области:
- организация образовательной среды по продвижению детского и юношеского чтения (образовательного пространства в стенах учреждения и за его пределами),
- выбор и использование в штатном режиме всеми педагогами продуктивных педагогических методов, техник и технологий урочной и внеурочной деятельности,
- зонирование и оформление пространства урочной и внеурочной деятельности (кабинеты, зоны чтения, библиотечные центры и т.п),
- целесообразные и психологически комфортные методы,
- продуктивно-деятельные (проектные) технологии,
- стимулирующие развитие интереса приёмы (интерактивные, доступные, игровые, повышающие активность в чтении и социализацию, ориентированные на собственный опыт ребёнка, на задачи «из жизни»),
- организация способов деятельности детей, позволяющих проявить самостоятельность и творчество,
- в 2019- 2020 г. - расширение количества классов с внеурочной деятельностью по гуманитарному и естественнонаучному направлениям (5-9 классов); увеличение числа педагогов вовлеченных в реализацию модели «Читающая школа - успешная школа».
Содержание проекта
Школа располагает достаточным количеством современного оборудования, позволяющего реализовать практико-ориентированный, проектный и исследовательский подход к обучению и развитию детей и подростков на всех уровнях образования, организовать индивидуальную и групповую проектную, исследовательскую и творческую работу.
Наличие действующей библиотеки позволяет организовать дополнительное образование по развитию коммуникативных компетенций обучающихся, что позволит им взаимодействовать с другими членами общества и быть успешными в любой социальной среде; обеспечивает возможность реализации индивидуальных проектно-исследовательских маршрутов учащихся и работу временных исследовательских и творческих коллективов.
Педагогический коллектив использует технологии расширения образовательного пространства урока (использование объектов культуры), технологии бинарного и интегрированного обучения, технологии сотрудничества, развития критического мышления, чтение и письмо, приёмы и техники по формированию смыслового чтения и работе с текстом, ИКТ-технологии в деятельности всех субъектов образовательного процесса при работе с информацией.
Комплекс мероприятий на уровне целевых групп, на которые направлен проект:
На уровне обучающихся:
- обучение смысловому чтению и работе с текстом;
- внедрение единого режима по работе с информацией;
- проведение литературной гостиной для учащихся;
- проведение Фестиваля семейных проектов;
- читательские семейные клубы;
- проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;
- привлечение партнеров проекта - объектов культуры г. Магнитогорска;
- проведение конкурсов, выставок, викторин, предметных декад, проектов, конференций, диспутов, олимпиад;
- работа школьного научного общества, проведение поисковых, творческих и учебных исследований;
- организация межшкольных ассоциаций среди обучающихся школ в рамках сетевого взаимодействия по направлению поддержки детского и юношеского чтения.
На уровне педагогов:
- разработка и утверждение плана совместной деятельности участников сетевого партнерства по формированию читательской грамотности;
- проведение педагогического совета «Территория текста: смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний»;
- организация работы постоянно – действующего семинара для педагогов «От смыслового чтения к качеству образования»;
- изучение и внедрение технологий по развитию и формированию смыслового чтения и работе с текстом;
- проведение постоянно-действующего семинара "Почитаем классику вместе";
- проведение литературной гостиной для педагогов;
- оформление и ведение "Золотой полки учителя";
- разработка программ в школьной библиотеке «Я открываю книгу. Я познаю мир»; летних чтений «Каникулы с библиотекой»;
- участие в федеральных, региональных и муниципальных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения;
- организация заседаний предметных методических объединений в деятельностной форме с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения;
- повышение уровня квалификации сотрудников по направлению поддержки детского и юношеского чтения;
- размещение на сайте школы актуальной информации об инновационной деятельности школы.
На уровне родительской общественности:
- проведение родительских собраний по тематике проекта «Читающая школа – успешная школа»;
- проведение обучающего семинара – практикума для родителей «В помощь родителям. Как помочь ребенку научиться читать осмысленно. Методы и приемы формирования читательской грамотности»;
- организация Клуба семейного чтения;
- проведение Фестиваля семейных проектов;
- реализация проекта "Читающая мама - читающая семья";
- презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки».
Комплексный подход обусловлен активизацией 5 основных составляющих направлений организации образовательного процесса:
- Урочная система («Чтение через все предметы»)
- Разноуровневая образовательная среда («Пространство свободного чтения»)
- Внеурочная деятельность («Чтение как способ самореализации»)
- Родительская общественность («Традиции современного семейного чтения», проект «Читающая мама»)
- Методическая копилка («Время читать», «Чтение – это модно!»).
Комплекс мероприятий по основным направлениям проекта «Читающая школа»
1 направление – «Чтение через все предметы»
- Смысловое чтение и работа с текстом на уроках;
- Проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;
- Педагогические разработки и использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗы) на уроках естественно-научного цикла;
- Проведение акций «Читаем детям о войне», «Познаем географию – читая классику», «Страницы Отечественной истории по художественным произведениям» и т.д.
2 направление - «Пространство свободного чтения»
- Создание на сайте школы Web-странички «Воспитываем читателя»;
- Дни общения в библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул)
- Проведение конкурсов в школьной библиотеке: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая читающая семья». Формирование банка «Настоящих читателей».
- Посещение литературных мероприятий и выставок в детской библиотеке;
- Посещение спектаклей и литературных постановок в театре им. Пушкина;
- Создание и размещение на сайте школы и в социальных сетях ролик по проблеме отказа от чтения книг: «Наши дети повторяют все за нами»;
- Создание и размещение на сайте школы и в социальных сетях, на информационных стендах школы информационных плакатов о роли чтения книг: «Пусть всегда будет книга»;
- Комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов (помещения школьной библиотеки, рекреаций, кабинетов, «читающие перемены», «читающая полка в классе» (буккроссинг), а также облачных технологий, форматов дополненной реальности и др.
3 направление - «Чтение как способ самореализации»
- Использование внеклассного чтения в различных видах внеурочной деятельности;
- Вариативность форм организации внеурочной деятельности (Движение «Молодая Россия читает!», клубы «Читаек», «Школа волонтеров чтения», «Всероссийская Школьная Летопись» – проект «Книга класса»)
- Проведение конкурсов: «Самый читающий класс», «Лучший читатель класса», конкурс плакатов, агитирующих в пользу чтения, тематические конкурсы чтецов, в том числе конкурс «Живая классика»
4 направление – «Традиции современного семейного чтения»
- Проведение дней семейного литературного отдыха;
- Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»;
- Проведение часов родительской грамотности «Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребѐнка-читателя», «Читающие родители - читающий ребѐнок», материнский всеобуч «Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ;
- Мастер-класс «Читать вместе с папой это классно!»;
- Проведение конкурсов: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая классная книга» (конкурс компьютерных презентаций или буктрейллеров по прочитанной книге);
- Организация работы клуба семейного чтения «Книголюбы»;
- Акция «Книжка из детства в наследство (любимые книги детства учителей и родителей)»;
- Изготовление и распространение буклетов для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя на 100%».
5 направление - «Время читать»
- Разработка педагогами конспектов уроков с применением методики осмысленного чтения;
- Разработки внеклассных и общешкольных мероприятий по данному направлению;
- Разработка методических рекомендации для проведения родительских собраний по вопросу привлечения обучающихся к чтению;
- Разработка методических описаний модулей программы внутрифирменного обучения: «Основы смыслового чтения и работа с текстом», «Основы информационной культуры школьника». Приветствуются оригинальные программы и формы повышения квалификации, использование кейс-технологий, образовательных выездов, тематических погружений, мастер-классов, деловых игр, читательских практикумов и др.
Предполагаемые результаты проекта
1. Образовательный процесс:
- 90% обучающихся имеют положительную динамику индивидуальных образовательных достижений;
- положительная динамика результатов сдачи ВПР, НИКО, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и предметам естественнонаучного направления;
- 85% обучающихся проявили индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной;
- у 90 % обучающихся разработан индивидуальный дневник чтения;
- доля учащихся, охваченных программой формирования читательской грамотности – 100%;
- доля учащихся, охваченных проектной и исследовательской деятельностью - 100%;
- увеличение доли активных читателей в сети библиотек;
- отсутствие фактов асоциального поведения детей и подростков.
- Управление и структура ОУ:
- разработана модель сетевого взаимодействия по направлению продвижения детского и юношеского чтения;
- разработана система повышения профессионального роста педагогов на основе использования потенциала «методического абонемента», потенциала сетевого взаимодействия;
- внесены коррективы в систему стимулирования педагогов;
- проводится отслеживание результативности реализации Проекта;
- совершенствование деятельности школьной библиотеки;
- расширение инфраструктуры чтения с учреждениями культуры г. Магнитогорска
2. Взаимодействие с социумом:
- увеличено количество договоров, заключённых о сотрудничестве с предприятиями и организациями (расширение сети);
- ОУ использует ресурсы учреждений для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
- родительская общественность включена в процесс продвижения детского и юношеского чтения;
- доля родителей, вовлеченных в инновационный проект – 80 %;
- возрождение традиций домашнего чтения, способствующих укреплению семьи и развитию ее духовно-нравственной культуры;
3. Жизненное пространство школы:
- разработаны новые формы взаимодействия обучающихся, педагогов, родительской общественности, социальных партнёров;
- в системе дополнительного образования задействовано 90 % обучающихся;
- создание привлекательной образовательной среды в ОО;
- позитивно-преобразующее развитие культурного поля "Читающей школы" и улучшение психологического климата в детско-взрослом сообществе.
4. Профессионализм коллектива:
- доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей - 90%;
- 90 % педагогов используют в образовательном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа (технология развития критического мышления; технологии смыслового чтения и работы с текстом; парацентрическая технология, технологии сотрудничества, ИКТ технологии, кейс технологии);
- внесены коррективы в образовательные программы, продуманы формы, методы, приёмы, содержание деятельности, учитывающие индивидуальные особенности обучающихся (обновление содержания гуманитарного и естественнонаучного направления);
- проведены обучающие семинары, семинары-погружения, онлайн-вебинары для педагогов на различных образовательных площадках сайтов «Инфоурок», «РЭШ», «Видеоурок», «Экстерн» и др.
Заключение
Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и то же, что чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль нечитающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет с человечеством, если оно перестанет читать книги. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме. Этому и способствует реализация нашего проекта «Читающая школа».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2020
Дата обновления: 30.10.2020
Дата публикации: 18.11.2019