АРП русский язык ОВЗ ЗПР 7.1 Школа России 1 - 4 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
НИЖНЯЯ САЛДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
ул. Фрунзе, д.11, г. Нижняя Салда, Свердловской области, 624740
Тел.: (34345) 3-09-80; E-mail: schola10NS@yandex.ru; оф. сайт: http://10ns.uralschool.ru
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 12
«__22__»___06__2023г

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ «СОШ № 10»
Бессонова А.Л._______
Приказ №
«___22__»__06___2023г

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
с задержкой психического развития
1 - 4 класс

г. Нижняя Салда

Цель реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Данная программа адресована учащимся 1-4 классов, обучающихся по АОП НОО.
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ (вариант 7.1.).
Вариант 7.1. предполагает, что учащийся получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения (1 - 4 классы).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий1.
В классе 7 учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка
психического развития, недоразвитие речи системного характера. Все обучающиеся с ЗПР
испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных
программ,
обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании
высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся
отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы,
отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях
деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной
незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки
легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС),
выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением
умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным
нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться
типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных
представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития,
нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного
поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных
Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).
1

методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
 обеспечение
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического
развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне
внимания педагога
-использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов
-использование наглядных,словесных, практических методов обучения и воспитания с
учётом психофизического состояния ребёнка
- новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и
доступно;
- значительное место будет отведено практической деятельности учащихся;
- выполнение письменных заданий планируется предварять анализом языкового
материала с целью предупреждения ошибок;
- в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование,
пошаговый алгоритм, работа по плану и др.;
- уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной
требовательностью;
- любой повод будет использован для похвалы, акцент - на даже самые маленькие успехи.

- индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности
личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий).
Учебный и дидактический материал
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость
специального подбора дидактического материала, преимущественное использование
натуральной и иллюстративной наглядности.
При освоении варианта 7.1. АОП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым
учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными,
учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими
материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной
наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях,
обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы,
]
Методы и приемы педагогической поддержки:
 наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ;
 близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю;
 предоставление ученику с ОВЗ дополнительного времени (при необходимости)
для выполнения задания, упражнения;
 меньший объем заданий;
 предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и письменной форме;
 неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с
ОВЗ;
 объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе;
 выявление понимания учащимся инструкции, задания;
 поэтапное разъяснение заданий;
 поэтапное (пооперационное) выполнение задания;
 демонстрация образца выполнения задания с одновременным участием в этом
процессе учащегося;
 выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ;
 выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть общего
задания, которое для него посильна;
 индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную направленность;
 разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;
 предоставление возможности выбора контрольного задания;
 объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме
(показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить
пробу и пр.);
 разрешение устных ответов по читаемым текстам;
 оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания,
аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей;
 неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов;
 предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в
малой группе, а затем уже перед всем классом;
 акцентирование внимания на достижениях ученика.
В связи с вышесказанным на уроках математики для этих детей используются
специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и
наглядные методы, которые:






стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных
учебных задач;
формируют умение пользоваться имеющимися знаниями;
имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших
положений, ключевых понятий;
содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие,
понимание материала.

Цель:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
— формировать первоначальные представления о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
— развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;
— развивать коммуникативные умения;
— развивать нравственные и эстетические чувства;
— развивать способности к творческой деятельности.
Практические задачи:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивные эмоционально-ценностные отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного
контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и
поведения окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и
письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять
написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в
речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.
Требования к уровню подготовки учащихся по годам обучения
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
(обучение грамоте)
Учащиеся должны знать:
 все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим
и произносим, буквы видим и пишем).
уметь:
 вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
 различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
 правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
 знать способы их буквенного обозначения;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и
мягким знаком;
 определять место ударения в слове;
 вычленять слова из предложений;
 чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и
словах;
 правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным
шрифтом;
 грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения
из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;







употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе
установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части
слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в
процессе всего программного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
(русский язык)
К концу обучения в 1 класса учащиеся должны знать:
 все буквы русского алфавита;
 пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании,
обращении друг к другу и взрослым;
 выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать
разговор репликами и вопросами;
 проводить звуковой анализ слов;
 различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие
и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю,
я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
 списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и
заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
 употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
 писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
 самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по
цели высказывания, на определённую тему;












виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске,
предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использования прописной буквы в именах собственных;
написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа пень, яма;
правописания слов с непроверяемыми орфограммами

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс
К концу обучения во 2 класса учащиеся должны знать:
 названия и порядок букв русского алфавита,
 признаки гласных и согласных звуков,
 ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие,
 способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю,
я) и мягким (ь) знаком,
 правила переноса слов.
уметь:
 безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из
35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с
образцом;


















делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам,
правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на
письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь)
знаком;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень,
улиц, кличках животных;
писать слова с буквосочетаниями жи — ши, ча— ща, чу — щу, чк, чн, щн;
правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах
двусложных слов (вода — по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки
на конце слов (чертёж, шалаш);
писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота, классный), слова с
разделительным
мягким
(ь)
знаком,
слова
с
непроверяемыми
и
труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
писать раздельно предлоги со словами;
производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги,
определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове,
характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие,
глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа
лампа, гриб, письмо, яма;
распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол, местоимение, предлог);
различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку,
на определенную тему;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку,
вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
писать изложение повествовательного текста из 35—45 слов по вопросам под
руководством учителя;
составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3—4
предложения из составленного текста;
использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
К концу обучения в 3 класса учащиеся должны знать:
 названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение,
предлог); членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и
второстепенных (без деления на виды).
уметь:
 орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под
диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 13 классов;
 проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
 производить звуковой и звукобуквенный разбор слова: уметь делить слова на
слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в
слове, характеризовать звуки (гласные: ударные и безударные; согласные: твёрдые,
мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество
звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;













производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка,
берёзонька,пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, суффикс).
Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён
существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо
и число местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями
по падежам; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в
соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в
прошедшем времени по родам;
интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложений
по цели высказывания и интонации;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять
главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними
по вопросам);
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить
текст на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя
и самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте,
связь частей текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно
составленному плану под руководством учителя.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс
В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:
 произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
 различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
 использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных
звуков в слабой позиции в корне слова;
 разбирать простое предложение с однородными членами;
 ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
 оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания, точка, вопросительный и восклицательный знаки);
 писать учащее изложение доступного текста;
 списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
 производить разбор слова по составу;
 подбирать однокоренные слова;
 распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
 определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
 производить морфологический разбор доступных слов;
 давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
 понимать влияние ударения на смысл слова;
 различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и
мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
 понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в
слове;
 устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
 производить элементарный синтаксический разбор предложения;



различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети получат
возможность научиться:
 орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под
диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс
начальной школы;
 проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
 производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
 производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные
слова разных частей речи;
 распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён
существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо
и число местоимений);
 изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
склонять в единственном и множественном числе имена существительные;
изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
 производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж,
число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен
прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо
(в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов;
начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа)
местоимений;
 интонационно правильно произносить предложения;
 определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
 вычленять в предложении основу и словосочетания;
 производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
 определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить
текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
 определять тип текста;
 писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному
плану под руководством учителя.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
 различать звуки и буквы;
 характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
 знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико­графический
(звуко­буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетико­графического (звуко­буквенного) разбора
слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:




соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к
учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
 различать изменяемые и неизменяемые слова;
 различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
 находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
 выявлять слова, значение которых требует уточнения;
 определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
 Выпускник получит возможность научиться:
 подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
 подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
 различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
 оценивать уместность использования слов в тексте;
 выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
 определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж,
склонение;
 определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
 определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
 проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность
проведения морфологического разбора;
 находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги
вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся,
союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
 различать предложение, словосочетание, слово;
 устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;



классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
 определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
 находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
 выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
 различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,
обстоятельства;
 выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;
 различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
 применять правила правописания (в объёме содержания курса);
 определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
 безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
 писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
 проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
 подбирать примеры с определённой орфограммой;
 при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных
работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
 оценивать правильность (уместность) выбора языковыхи неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с
людьми разного возраста;
 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
 выражать собственное мнение и аргументировать его;
 самостоятельно озаглавливать текст;
 составлять план текста;
 сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
 создавать тексты по предложенному заголовку;
 подробно или выборочно пересказывать текст;
 пересказывать текст от другого лица;
 составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
 анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;






корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения
(для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин
художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового со- става слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение
гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и
мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление
слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдостимягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель
мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как
последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения

на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением
(при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве
листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных
прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с
их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания
текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции
небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с
предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.
Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
•раздельное написание слов;
•обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
•прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
•перенос слов по слогам без стечения согласных;
•знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на
основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове
ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков,
определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение
звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкостиглухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный —
согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги.
Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое)
ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение
звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского
литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь)
знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь;
в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование
алфавита при работе со словаря- ми, справочниками, каталогами.
Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение
значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных
словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,
фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными
словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с
помощью суф- фиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных
словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя
существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных
одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён
существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных
мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная
форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2,
3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор
имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.
Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о
местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные
местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных
местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и
употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и
употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих
на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее,
прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов
(практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.
Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог.
Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование
падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи
вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных
членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных
членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и
нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными
членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с
ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в
предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных
предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование
разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и
пунктуации:
 сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под уда- рением; •сочетания чк,
чн, чт, нч, щн и др.;
 перенос слов; •прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
 проверяемые безударные гласные в корне слова;
 парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
 непроизносимые согласные;
 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне
слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне
слова;
 гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; •разделительные
твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки;
 мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь,
мышь); •соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
 е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек —
замочка);
 безударные
падежные
окончания
имён
существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
 безударные падежные окончания имён прилагательных;
 раздельное написание предлогов с именами существительными;
 раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
 раздельное написание частицы не с глаголами;
 мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа
(читаешь, учишь);
 мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
 безударные личные окончания глаголов;
 раздельное написание предлогов с другими словами;
 знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные
знаки;
 знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
 запятая при обращении в предложениях;
 запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении
с помощью средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов
речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным
текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно
составленным планам. Типы текстов: описание, повествование,
рассуждение, их

особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных
текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства
и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися
определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения;
сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Содержание учебного курса по годам обучения
1 класс
Основное содержание обучения чтению и письму (115ч.)
Добукварный период (19 ч)
Пропись-первая учебная тетрадь.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии
рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров.
Письмо
длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением
внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо
короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных
линий с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их
чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных
линий, их чередование.
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу
вправо. Строчная буква а. Заглавная буква А. Строчная буква о. Письмо наклонных линий
с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
Заглавная буква О. Строчная буква и. Заглавная буква И. Строчная буква ы.
Письмо изученных элементов. Письмо изученных букв. Строчная и заглавная буквы У,у.
Букварный период (67 ч)
Строчная буква н. Заглавная буква Н. Письмо изученных букв. Строчная и заглавная
буквы С, с. Строчная буква к. Заглавная буква К. Письмо изученных букв. Строчная буква
т. Заглавная буква Т. Строчная буква л. Заглавная буква Л. Письмо изученных букв.
Строчная буква р. Заглавная буква Р. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная буква е.
Заглавная букв Е. Письмо изученных букв. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Письмо
слов с сочетанием ши. Строчная буква ж. Заглавная буква Ж. Письмо слогов и слов с
буквами Ж,ж. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. Строчная буква п. Заглавная букв П.
Строчная буква м. Заглавная буква М. Письмо изученных букв. Строчная буква з.
Заглавная буква З. Строчная и заглавная буквы Б. Письмо слогов и слов с буквой б.
Строчная и заглавная буквы Д, д. Строчная буква я. Письмо слогов и слов с буквами д и
т. Заглавная буква Я. Письмо слов с буквой я. Строчная и заглавная буквы Г, г. Письмо
слогов и слов с буквами Г,г. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная буква
ч. Заглавная буква Ч. Буква ь. Обозначение Ь мягкости согласных на письме. Письмо слов
с буквой ь. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы Х, х. Письмо
слогов и слов с буквами Х,х. Правописание имён собственных. Письмо изученных букв,
слогов. Строчная и заглавная буквы Ю,ю. Письмо слогов и слов с буквами Ю,ю. Письмо
предложений с использованием слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы
Ц,ц. Письмо слогов и слов с буквами Ц,ц. Строчная и заглавная буквы Э,э. Письмо слогов
и слов с буквами Э,э. Письмо изученных букв. Строчная буква щ. Письмо слогов и слов с
буквой щ. Заглавная буква Щ. заглавная буквы Ф,ф. Буквы ь,ъ. Списывание текста. Р.р.
Составление рассказа по сюжетным картинкам. Письмо под диктовку. Письмо слов и
предложений под диктовку.
Послебукварный период (29 ч)

Оформление предложений в тексте. Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?
Буквы л, м, н, р, й- всегда звонкие согласные. Гласные и согласные звуки. Слова,
отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? Слова, отвечающие на вопросы
Какой? Какая? Какое? Какие? Перенос слов. Ударные и безударные гласные.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих
согласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Правописание жиши, ча-ща,чу-щу,чк-чн, щн. Заглавная буква в именах собственных.
Систематический курс русского языка(50ч)
Наша речь (2)
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее
представление). Речь устная и письменная (общее представление). Русский язык- родной
язык русского народа. Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.
Текст, предложение, диалог (3ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок
текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение
предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания
в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Слово (4ч)
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слованазвания действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова».
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению.
Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Воспитание чувства личной ответственности за свое поведение на основе содержания
текстов учебника.
Развитие познавательного интереса к происхождению слов.
Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.
Составление текста по рисунку и опорным словам.
Слово и слог. Ударение (6ч)
Слово и слог (2ч)
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
Деление слов на слоги. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).
Перенос слов (2ч)
Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.
Наблюдение над словом, как средством создания словесно-художественного образа.
Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.
Ударение (общее представление) (2ч)
Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения.
Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии
с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим
словарем. Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.
Коллективное составление содержания основной части сказки.

Звуки и буквы (35ч)
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Условные звуковые обозначения слов. Слова с непроверяемым написанием: хорошо,
учитель, ученик, ученица. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная
роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). Буквы е, ё, ю, я и их
функции в слове. Слова с буквой э. Слова с непроверяемым написанием: деревня.
Составление развернутого ответа на вопрос.
Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного
гласного звука в двусложных словах. Способы проверки написания буквы, обозначающей
безударный гласный звук (изменение формы слова) Написание слов с непроверяемой
буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др,) Работа с орфографическим
словарем. Проверочный диктант.
Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух корова, молоко.
Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков
и букв, обозначающих согласные звуки (точка-бочка). Слова с удвоенными согласными.
Буквы Й и И.
Слова со звуком (й) и буквой й. Слова с непроверяемым написанием: класс, классный,
дежурный. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости. Буквы для обозначения
твердых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме
буквами и, ё, е, ю, я, ь. Слова с непроверяемым написанием: ребята.
Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической
позиции-сохранять мир в своей стране и во всем мире. Использование на письме мягкого
знака как показателя мягкости предшествующего согласного звук в конце слова и в
середине слова перед согласными (день, коньки) Формирование нравственных
представлений о качествах и свойствах личности.
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Звонкие и глухие согласные на конце слова.Произношение парного по глухостизвонкости согласного звука на конце слова и обозначение его буквой на письме. Правило
обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в
двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки
написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук
(изменение формы слова). Проверочный диктант.
Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.
Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор
предложений, которыми можно подписать рисунки). Буквы шипящих согласных звуков:
непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Слова с непроверяемым написанием:
работа (работать). Проект «Скороговорки». Составление сборника «Веселые
скороговорки» Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт.
Слова с непроверяемым написанием: девочка. Наблюдение над изобразительными
возможностями языка. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правила правописания
сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова с непроверяемым написанием: машина.
Проверочный диктант. Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской
народной сказки «Лиса и Журавль» Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах,

кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление) Составление ответов
на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения

2 класс (170 ч)
Наша речь
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста.
Воспроизведение текста.
Предложение
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова…
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение.
Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки.
Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и
мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание
буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание
слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным.
Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен
существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и
роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи.
Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем
имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текстрассуждение. Предлоги.
Повторение
3 класс (170 ч)
Язык и речь
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление
представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и
интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения.
Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части
речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени
существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их
признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог.
Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение
знаний о составе слова.
Правописание частей слова

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по
глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание
слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание
приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен
существительных.
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание.
Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных.
Падеж имен прилагательных.
Местоимене
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов.
Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с
глаголами.
Повторение
4 класс (170 ч)
Повторение
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены
предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения.
Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных
и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части
речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных
падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по
падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен
прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол
Неопределенная форма глагола.Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и
будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с
безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание
глаголов в прошедшем времени.
Повторение

Тематическое планирование
1 класс
№п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема раздела
Добукварный период
Букварный период
Послебукварный период
Наша речь
Текст.Предложение. Диалог.
Слова, слова, слова
Слово. Слог, ударение
Звуки и буквы
Всего

Количество часов
19
67
29
2
3
4
6
35
165

2 класс
№п\п
1
2
3
4

Тема раздела
Повторение пройденного в1 классе
Наша речь
Текст
Предложение

5
6
7
8

Слова, слова. слова
Звуки и буквы
Части речи
Повторение

Количество часов
3
3
3
9
18
60
57
17
Всего

170

3 класс
№п\п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема раздела
Язык и речь
Текст. Предложение. Словосочетание.
Слово в языке и речи
Состав слова
Правописание частей слова
Части речи
Повторение
Всего

Количество часов
2
14
19
16
29
76
14
170

4 класс
№п\п
1

Тема раздела
Повторение

Количество часов
11

2
3
4
5
6
7
8

Предложение
Слово в языке и речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Повторение
Всего

9
21
39
30
8
34
18
170


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».