АРП ОРКСЭ ОВЗ Школа России 4 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖНЯЯ САЛДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
ул. Фрунзе, д.11, г. Нижняя Салда, Свердловской области, 624740
Тел.: (34345) 3-09-80; E-mail: schola10NS@yandex.ru; оф. сайт: http://10ns.uralschool.ru
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 12
«__22__»___06__2023г

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ «СОШ № 10»
Бессонова А.Л._______
Приказ №
«___22__»__06___2023г

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики»
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
с задержкой психического развития
1 - 4 класс

г. Нижняя Салда

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также
выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики».
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации
в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий1.
В классе у 7 учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического развития, недоразвитие речи
системного характера. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных
программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития
(школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и
мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной
сферы, отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и
признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой
органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с
сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо
перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах
пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при
этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:

1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013
N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции
психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа
учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся,
уровня и динамики психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося
до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному
миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации
собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:

- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога
-использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов
-использование наглядных,словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка

Методы и приемы педагогической поддержки:
 наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ;
 близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю;
 предоставление ученику с ОВЗ дополнительного времени (при необходимости) для выполнения задания, упражнения;
 меньший объем заданий;
 предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и письменной форме;
 неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с ОВЗ;
 объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе;
 выявление понимания учащимся инструкции, задания;
 поэтапное разъяснение заданий;
 поэтапное (пооперационное) выполнение задания;
 демонстрация образца выполнения задания с одновременным участием в этом процессе учащегося;
 выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ;
 выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть общего задания, которое для него посильна;
 индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную направленность;
 разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;
 предоставление возможности выбора контрольного задания;
 объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная

формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.);
 разрешение устных ответов по читаемым текстам;
 оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных
показателей;
 неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов;

 предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом;
 акцентирование внимания на достижениях ученика.

Дети с ОВЗ осваивают образовательную программу совместно с другими обучающимися
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования содержание данного
предмета должно определять достижение личностных,метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной
программы.












Личностные
формирование
основ
российской

гражданской
идентичности,
чувства
гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и
целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре
всех народов;
- развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и
свободе;
развитие этических чувств
как
регуляторов морального поведения;

воспитание
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции


Метапредметные
- овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства
её осуществления;
- формирование умений планировать,
контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом
характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное
использование
речевых
средств и средств информационнокоммуникационных
технологий
для
решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- умение осуществлять информационный

Предметные
-готовность
к
нравственному
самосовершенствованию,
духовному
саморазвитию
-знакомство с основными нормами
светской
и
религиозной
морали,
понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и
обществе
- понимание значения нравственности ,
веры и религии в жизни человека и
общества
формирование
первоначальных
сведений о православии, его роли в
культуре. Истории и современности
России
- первоначальное представление об
исторической
роли
религии
в
становлении российского государства



своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со

взрослыми и сверстниками в различных
социальных
ситуациях,
умений
не
создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций; наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным
ценностям.







поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров,
осознанного
построения
речевых
высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями
анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и
причинно-следственных
связей,
построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести
диалог,
признавать
возможность
существования различных точек зрения и
права иметь свою собственную; излагать
своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её
достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной
деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и
окружающих.

-знание,
понимание
и
принятие
обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность,
долг,
милосердие,
миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа
России.
-сознание
ценности
нравственности
духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные
христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык

православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора
общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На
уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история,
территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление
о том, что есть культура православия.
Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек
и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности.
Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом
культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной
культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе
изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В
ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной,
творческой, деятельностной форме.
В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей,
узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок
завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
взаимные вопросы и задания групп,взаимообъяснение,беседа,интервью,драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его
содержательными и методологическими связующими звеньями:


составление словаря терминов и понятий,

составление галереи образов,

использование информационных технологий.
Примерные темы творческих работ:


«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Тематическое планирование
№ п/п

Наименование раздела, блока

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Количество
часов
1

3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1

16

3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2

12

4

Духовные традиции многонационального народа России

4

5

Презентация творческой работы

2

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».