УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖНЯЯ САЛДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10» ул. Фрунзе, д.11, г. Нижняя Салда, Свердловской области, 624740 Тел.: (34345) 3-09-80; E-mail: schola10NS@yandex.ru; оф. сайт: http://10ns.uralschool.ru Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 12 «__22_»___июня__2023г УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «СОШ № 10» Бессонова А.Л._______ Приказ № 58/2-ОД «_22____»_____июня 2023г Рабочая программа учебного предмета « Речевая практика » 4 класс (АООП образования обучающихся с УО (ИН), вариант 1) Срок реализации: 1 год г. Нижняя Салда 2023 1 1.Пояснительная записка Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Устная речь» для специальных (коррекционных) учреждений: 1 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г. Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект: Учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018г. Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Основная цель изучения предмета «речевая практика» - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе. На уроках речевой практики используются следующие методы: Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный; Репродуктивный; Частично-поисковый или эвристический; Исследовательский; Беседа; Наблюдение; Работа с книгой; Упражнение; Самостоятельная работа; Практическая работа; ИКТ. Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения: Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик); Объяснительный / репродуктивный Инструктивный / практический Объяснительно-побуждающий / поисковый. 2 Формы: Учебная экскурсия; Предметный урок; Домашняя учебная работа; Индивидуальная работа; Фронтальная работа; Групповая работа; 2. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «речевая практика» ставит следующие задачи: Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения; Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания; Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника; Учебный курс предусматривает следующую структуру: Общение и его значение в жизни Аудирование Дикция и выразительность речи Подготовка речевой ситуации Культура общения 3. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения. На изучение данного учебного предмета в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Из них: Год – 68часов 4. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: 1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 3 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: 1) Понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи, отвечать на вопросы по содержанию услышанного; 2) Понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию услышанного; 3) Выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; 4) Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; 5) Правильно высказывать свои просьбы, здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; 6) Принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций; 7) Воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план; Базовые учебные действия: Личностные учебные действия: 1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; 2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; 3) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; 4) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; 5) понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: 1) вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); 2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 3) обращаться за помощью и принимать помощь; 4) слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; 5) сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; 6) договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. 4 Регулятивные учебные действия: 1) адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); 2) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 3) активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 4) соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: 1) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; 2) устанавливать видо-родовые отношения предметов; 3) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 4) пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; 5) читать; писать; выполнять арифметические действия; 6) наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; 7) работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). В программе по речевой практике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по речевой практике в 4 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы. Минимальный уровень: - формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; - участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; - выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; - участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; - ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: - понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; - понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; - выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; - активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; - высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; - участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; - составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. 5 Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов (зачет/незачет). В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов: 1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие) Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени. 2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие) Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике. Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом; 1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь; 2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога; 4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога; 5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается. Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении. 5. Содержание учебного предмета В программе речевой практики выделяются разделы: Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. 6 Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопусти мость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. 7 Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. 6. Тематическое планирование № Тема урока п/п 1 Делимся новостями. Кол-во часов 4 Дата Словарная работа телевидение, газета, журнал Наглядность радио, периодическая печать 2 Я выбираю книгу. Экскурсия в школьную библиотеку. 1 библиотека книги 3 Составление предложений по теме «Осень» Культура общения с малознакомыми людьми 2 листопад 1 малознакомый человек Игры с друзьями. 2 сюжетные картинки сюжетные картины, карточки - схемы сюжетные 4 5 8 Основные виды учебной деятельности использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. выбор правил поведения в заданных ситуациях составление предложений выбор правила поведение в заданных ситуациях выбор правил поведения в картинки 6 Мы писатели 2 писатель 7 Петушок-Золотой гребешок 1 масляна, шелкова 8 1 10 11 Прослушивание сказки «Петушок Золотой гребешок» Составление предложений по теме «Зима» Сочиняем сказку. У телевизора. 12 13 Просмотр сказки «Буратино» Я за порогом дома. 2 2 14 Экскурсия в школьную библиотеку. 1 15 Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя, радости. Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом Составление предложений по теме «Весна» Культура общения с малознакомыми людьми 1 19 20 9 16 17 18 книги со сказками заданных ситуациях знакомство с правилами сочинения сказки рассказывание сказки слушание аудиозаписи 2 вьюга, метель 2 2 сказочник, писатель телевидение, телепередача, диктор сюжетные картинки книги со сказками плакат наземный, подземный, иллюстрации надземный библиотека 3 испуг, радость, удивление, горе музыканты 2 снеготаяние 2 малознакомый человек Знаки-помощники. 1 знаки-помощники Я в мире природы. 2 сюжетные картинки книги сюжетные картинки сюжетные картины, карточки - схемы карточки - схемы сюжетные картинки 9 составление предложений сочинение сказки знакомство с правилами обсуждение увиденного расширение кругозора правила поведения библиотеке использование мимики в «Бременские музыканты», «Двенадцать месяцев» составление предложений выбор правила поведение в заданных ситуациях распознавания знаковпомощников (не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать) составление предложений 21 Играем в сказку. 2 волшебные сказки кукольный театр 22 23 Сочиняем стихотворение. В гостях у леса. 2 2 поэт лесник, лекарственный 24 Задушевный разговор. 2 задушевный 25 2 старший друг 26 27 Беседа «Мой старший друг. Почему с ним интересно?» Вместе в беде и в радости. Приглашение. сочинение стихотворения иллюстрации, выбор правил поведения в видео фильмы о заданных ситуациях лесе иллюстрации использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. составление предложений 2 2 беда, радость приглашение 28 Я гость. 2 гость 29 Поздравляю! 2 пожелание, поздравление 30 Я дома. 2 домашние хлопоты иллюстрации использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. знакомство с правилами 31 Придумываем сказку. 3 сказочник книги со сказками сочинение сказки 32 Мой помощник телефон. 2 связь знакомство с правилами 33 Составление предложений по теме «Лето» Лексическая тема: «Летние каникулы» 2 мультимедийная презентация сюжетные картинки сюжетные картинки 34 3 летние каникулы виды приглашений сюжетные картинки открытки инсценирование сказки составление предложений использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. составление предложений составление предложений составление предложений 7. Учебно-методическое обеспечение 1. Учебная литература Учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018г. 10 2. Научно-методическая литература • Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий) • Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997. - 180 с. Тираж 1000 экз. Материально-техническое обеспечение Демонстрационные и печатные пособия Технические средства обучения - Предметные картинки в соответствии с тематикой произведений - Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений - Слова для словарной работы - Маски для инсценирования - Карточки – схемы - Карточки с заданиями - Плакаты с чистоговорками - Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям. - Игровые атрибуты. - Наглядно-дидактический материал. - Презентации по речевым ситуациям. - Сюжетные картинки. - Презентации по темам. - Ноутбук - Принтер-ксерокс Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по речевй практике уч-ся 4 класса за … полугодие Фамилия имя уч-ся Предметные результаты Понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, 11 прослушанных в магнитофонной записи, отвечать на вопросы по содержанию услышанного; Понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию услышанного; Выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; Правильно высказывать свои просьбы, здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; Принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций; Воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план; Средний балл Тип оценки Уровень 12