УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖНЯЯ САЛДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10» ул. Фрунзе, д.11, г. Нижняя Салда, Свердловской области, 624740 Тел.: (34345) 3-09-80; E-mail: schola10NS@yandex.ru; оф. сайт: http://10ns.uralschool.ru Согласовано на заседании педагогического совета протокол № 12 «__22__»___июня__2023г УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «СОШ № 10» Бессонова А.Л._______ Приказ № 58/2-ОД «_22____»_____июня 2023г Рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» в 1-4 классах (АООП образования обучающихся с УО (ИН), вариант 1) г. Нижняя Салда 2023 Пояснительная записка Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 10». Рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе авторской учебной программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, авторами Л.А. Метиевой, Э.Я Удаловой. Программа курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования. В системе предметов образовательной школы курс «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» реализует познавательную и социокультурную цели: - максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; - дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Для достижения поставленных целей изучения «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач: - способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов; - выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению; - развивать и корректировать психические функции учащихся; - развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать; - развивать целостную психолого-педагогическую культуру - научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру; снижать уровень агрессивности; - снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха; - корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии; - изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся; - способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета, либо за круглым столом. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка. В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов). В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др. Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно- перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования. В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. Рабочая программа рассчитана и рассчитана на 4 года обучения: для 1 класса – 34 часа; для 2 класса – 34 часов; для 3 класса – 34 часов; для 4 класса – 34 часов На каждый класс выделено 1 час в неделю, продолжительность занятий 30-40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы. Основным содержанием занятий по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются: Дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов; Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности; Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук; Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития. Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков Кинестетическое и кинетическое развитие Тактильно-двигательное восприятие Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Восприятие пространства Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Восприятие времени Развитие мыслительных операций ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов происходит достижение двух видов результатов, личностных и предметных: Личностные результаты: Целенаправленно выполнять действия по инструкции; Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; Опосредовать свою деятельность речью. Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя. Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое. Предметные результаты: Ориентироваться на сенсорные эталоны; Узнавать предметы по заданным признакам; Сравнивать предметы по внешним признакам; Классифицировать предметы по форме, величине, цвету; Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; Давать полное описание объектов и явлений; Различать противоположно направленные действия и явления; Определить последовательность событий; Ориентироваться в пространстве; Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене. Методы: Диагностика Ролевое проигрывание Анализ ситуаций Дидактическая игра Беседа Методы оценки эффективности психокоррекционной работы Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы. Положительная динамика - 1 балл. Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции: - полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий; - применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях; - применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности. Частично положительная динамика - 0,5 балла. Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося: - частичное усвоение нового опыта; - частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях; - затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь. Отсутствие динамики - 0 баллов. Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач. - нечувствительность учащегося к новому опыту; - невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях; - невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь. Описание разделов программы. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти). 1 класс Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (3 ч). Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (10 часов). Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали). Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (8 часов) Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа). Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (3 часа). Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью затруднено. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира предлагается определить на ощупь плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часа). Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Раздел 6. Восприятие пространства (3 часа). Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов). Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Раздел 8. Восприятие времени (4 часов). Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Учащиеся должны уметь: - целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; - правильно пользоваться письменными принадлежностями; - анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет; - различать основные цвета; - классифицировать геометрические фигуры; - составлять предмет из частей; - определять на ощупь величину предмета; - зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов; - различать речевые и неречевые звуки; - ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле; - выделять части суток и определять порядок дней недели. 2 класс Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 ч). Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (8 часов). Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали). Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (7 часов). Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу. Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа). Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений). Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (2часа). Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой. Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часа). Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей. Раздел 6. Восприятие пространства (4 часа). Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты. Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов). Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Раздел 8. Восприятие времени (2 часа). Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа). Учащиеся должны уметь: - определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; - различать основные цвета и их оттенки; - конструировать предметы из геометрических фигур; - узнавать предмет по части; - определять на ощупь разные свойства предметов; - находить различия у двух сходных сюжетных картинок; - различать «наложенные» изображения предметов; - различать вкусовые качества; - сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания; - различать характер мелодии; - ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; - соотносить времена года с названиями месяцев. 3 класс Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 час). Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (8 часов). Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (45 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (7 часов). Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации. Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа). Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование. Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (3 часов). Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часов). Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма. Раздел 6. Развитие восприятия пространства (2 часа). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Раздел 7. Восприятие времени (4 часа). Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена. Раздел 8. Развитие мыслительных операций (8 часов) Формирование умения устанавливать причинно-следственных связей; нахождение элементарных аналогий, формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор. Учащиеся должны уметь: - целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога; - дорисовывать незаконченные изображения; - группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом; - составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков; - конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур; - определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов; - зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом; - классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; - различать запахи и вкусовые качества, называть их; - сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке; - действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; - определять время по часам. 4 класс Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 час). Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (7 часов). Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей). Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (6 часов). Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов. Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа). Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (3 часов). Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой. Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (3 часов). Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого. Раздел 6. Восприятие пространства (4 часа). Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек. Раздел 7. Восприятие времени (3 часа). Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии. Раздел 8. Развитие мыслительных операций (5 часов) Учащиеся должны уметь: - целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий; - выполнять точные движения при штриховке двумя руками; - пользоваться элементами расслабления; - группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом; - смешивать цвета, называть их; - конструировать сложные формы из 6-8- элементов; - находить нереальные элементы нелепых картинок; - определять противоположные качества и свойства предметов; - самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам; - распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу; - определять на слух звучание различных музыкальных инструментов; - моделировать расположение предметов в заданном пространстве; - определять возраст людей. Учебно-тематический план 1 класс - 34 часа, 1 раз в неделю № 1-3 Кол-во часов 3 ч. Тема занятия Цели занятия Форма урока Психологическое обследование на Обследование детей. Диагностика определение уровня Формирование групп для интеллектуального развития коррекционных занятий. ребенка. Деятельность учащихся Выполнение тестовых задач Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов Знакомство с основными цветами Знакомство с цветом. Дидактическая Работа в группах (красный, желтый, синий, чёрный, Узнавание цвета, игра белый) сочетания цветов, оттенков цвета. 4 1 ч. 5 1 ч. Дидактическая игра «Назови цвет» Закрепление и Дидактическая применение полученных игра знаний Работа в группах 6 1 ч. Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»). Формирование Дидактическая сенсорных эталонов игра цвета. Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету Сравнение, соотнесение предметов по цвету. Работа в группах и индивидуально 7 1ч. Формирование понятий: большой Восприятие: величины: Практическое – маленький, больше – меньше, большой - маленький; занятие одинаковые. высоты: высокий – низкий; длины: длинный – короткий; ширины: Ролевое проигрывание Сравнительный анализ по заданному признаку Дата узкий широкий;толщины: толстый – тонкий. Сравнение 2 предметов по высоте и длине. – 8 1 ч. Сравнительный анализ по заданному признаку Сравнение 2 предметов по Закрепление знаний по Практическое Сравнительный ширине и толщине. параметрам: занятие анализ по ширина и толщина заданному признаку Выбор одинаковых по величине Закрепление знаний по Дидактическая Группировка предметов из 6-10 предметов двух восприятию величины и игра «Подбери предметов парных контрастных величин. цвета двум куклам по величине и одежду» цвету (работа в группе) Группировка по форме предметов Закрепление знаний по Практическое Работа в группах двух контрастных форм. восприятию величины и занятие цвета 9 1 ч. 10 1 ч. 11 1 ч. 12 1 ч. Выбор предметов одной формы Закрепление знаний по Практическое из 6-8 предметов двух-трех восприятию величины занятие контрастных плоскостных форм. 13 1 ч. Дидактическая игра фигуры не стало?» «Какой Закрепление знаний по Практическое параметрам: высота и занятие длина Узнавание предметов и Дидактическая изображений. игра Группировка плоскостных предметов контрастных по величине и цвету Анализ по заданному признаку 14 1 ч. Дидактическая лишний» игра «Четвертый Узнавание предметов и Дидактическая изображений. игра Работа в группах Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков Целенаправленность выполнения Развитие крупной Практическое Работа в группах действий и движений по моторики занятие инструкции педагога (бросание в цель) 15 1 ч. 16 2 ч. 17 1 ч. 18 1 ч. Конструирование палочек. 19 1 ч. Выкладывание узора из арбуза, тыквы по контуру. 20 1 ч. Выкладывание из изученных букв, цифр. 21 1 ч. Обводка (внутреннему штриховка. 22 1 ч. 23 1 ч. Развитие мелкой моторики пальцев Развитие мелкой руки. моторики и графомоторных навыков Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики пальцев руки Индивидуальная работа Пальчиковая гимнастика. Работа в группах счетных Развитие мелкой Практическое моторики пальцев руки. занятие Работа в группах семян Развитие мелкой Практическое моторики пальцев руки. занятие Работа в группах мозаики Развитие графомоторных Практическое навыков занятие Работа в группах трафарету Развитие мелкой Практическое внешнему) и моторики пальцев руки и занятие графомоторных навыков Индивидуальная работа Работа в технике «рваной» Развитие мелкой Практическое аппликации. моторики пальцев руки. занятие Сгибание бумаги. Вырезание Развитие мелкой Практическое ножницами прямых полос. моторики пальцев руки. занятие Кинестетическое и кинетическое развитие Работа в группах по и из Пальчиковая гимнастика. Работа в группах 24 1 ч. Формирование ощущений от Кинестетическое и Дидактическая Работа в группах различных поз тела; вербализация кинетическое развитие игра «Море собственных ощущений. волнуется». 25 1 ч. Движение и позы головы по показу; Кинестетическое и Практическое вербализация собственных кинетическое развитие занятие ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) Изображение животных, игрушек, насекомых, техники. Тактильно-двигательное восприятие Определение на ощупь Развитие тактильно- Практическое Индивидуальная плоскостных фигур и предметов двигательного занятие работа восприятия Определение на ощупь величины Развитие тактильно- Дидактическая Работа в группах предмета (большой – маленький – двигательного игра «Чудесный самый маленький). восприятия мешочек» 26 1 ч. 27 1 ч. 28 1 ч. Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты» Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» 29 1 ч. Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?» Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?» Развитие тактильно- Практическое двигательного занятие восприятия Развитие тактильнодвигательного восприятия Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Развитие восприятия слухового учащихся слухового Игра Развитие Практическое восприятия занятие. Дидактическая Работа в группах Работа в группа, в парах 30 1 ч. 34 1 ч. Упражнения на звукоподражание Развитие слухового Практическое животным, технике (один из восприятия и слуховой занятие детей изображает, остальные памяти угадывают). Развитие восприятия пространства Ориентация на собственном теле: Развитие восприятия Практическое право – лево, верх – низ, вперед пространства занятие — назад. Работа в группах Выполнение движений инструкции, учителем 35 1 ч. Выполнение действий по показу, Выполнение движений Практическое по инструкции («Найди игрушку», по инструкции занятие «Слушай команду», «Не ошибись»). Работа в группе 36 1 ч. Ориентация на рабочем столе. Индивидуальная работа Выкладывание Практическое комбинаций из занятие геометрических фигур, счетных палочек по образцу. 2 класс – 34 часов в год, 1 час в неделю № 1-2 Кол-во Тема урока Цели урока Форма урока часов 2 ч. Диагностика на определение уровня Обследование детей. Диагностика интеллектуального развития Формирование групп ребенка. для коррекционных занятий. Деятельность учащихся Выполнение тестовых задач по за 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 10-11 2 12 1 Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов Формирование эталонов объемов Формирование Практическое Анализ предметов геометрических фигур (шар, куб) сенсорных эталонов занятие по параметрам формы Выбор по образцу и инструкции Формирование Дидактическая игра Работа в группах предметов одного цвета из 6-8 сенсорных эталонов «Угадай-ка» предметов двух сходных цветов. цвета Выбор предметов одной формы из 6-8 Формирование Практическое Сравнительный предметов сходных форм. сенсорных эталонов занятие анализ предметов формы по заданному признаку Группировка по форме из 2-4 Формирование Практическое Группировка предметов сходных форм. сенсорных эталонов занятие предметов формы объемных и плоскостных форм. Выкладывание геометрических Конструирование Практическое Решение фигур из мозаики по опорным предметов занятие ситуационных точкам. задач Выкладывание рядов из двух Формирование Практическое Решение чередующихся элементов (по сенсорных эталонов занятие ситуационных цвету, форме, величине) через 1-2 цвета, формы, задач детали. величины Дидактическая игра «Четвертый Закрепление Игра Работа в группах лишний» (по цвету, форме, полученных знаний величине) Конструирование сложных форм Конструирование Практическое Работа в группах предметов («Технический предметов занятие конструктор», мелкие пазлы) Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Выполнение сложных Развитие крупной «Пилим бревно», Работа в группах подражательных движений за моторики «Качели», «Шар – (парах) учителем с постепенным насос». увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением 13 1 14 1 15 1 16 1 17 1 18 1 19 1 20 1 21 1 22 1 23 1 24 1 25 1 Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Развитие моторики мелкой Практическое занятие Индивидуальная работа Развитие мелкой Игра моторики Развитие крупной и Практическое мелкой моторики занятие Работа в группах Развитие Практическое графомоторных занятие навыков. Обводка по трафарету орнамента из Развитие Практическое геометрических фигур. графомоторных занятие навыков. Графический диктант (по показу). Выявить отклонения в Тест, диагностика развитии Работа в технике «объёмной» Развитие крупной и Практическое аппликации. мелкой моторики занятие Кинестетическое и кинетическое развитие Движения и позы всего тела. Кинестетическое и Дидактическая кинетическое развитие игра «Зеркало» Имитация движения и поз (повадки Кинестетическое и Дидактическая зверей, природные явления). кинетическое развитие игра «Угадай-ка» Тактильно-двигательное восприятие Определение на ощупь предметов Развитие тактильного Дидактическая сложной формы. восприятия игра «Волшебный мешочек». Работа с пластилином и глиной Развитие тактильного Практическое (твердое и мягкое состояние). восприятия занятие Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Звуковая имитация (подражание Развитие слухового Практическое звукам окружающей среды) восприятия и слуховой занятие памяти Дидактическая игра «Кто позвал Развитие слухового Практическое Работа в группах Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах Индивидуальная работа Работа в группах и индивидуально Работа в группах 26 1 27 1 28 1 29 2 30 1 31 1 32 1 33 1 34 1 тебя, скажи» (различение по голосу) восприятия и слуховой занятие памяти Развитие восприятия пространства Ориентация на собственном теле – Развитие восприятия Практическое уметь показать правые и левые пространства занятие части тела. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко. Моделирование пространственного Развитие восприятия Дидактическая расположения мебели в комнате. пространства игра «Обставим Деление листа на «глаз» на 2 и 4 комнату». равные части. Дидактическая игра «Куда Закрепление навыков Практическое пойдешь, то найдешь». занятие Дидактическая игра «Определи Вербализация Практическое положение предмета» пространственных занятие отношений с использованием предлогов Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Упражнение для профилактики и Профилактика зрения Игра коррекции зрения. Дидактические игры «Кто больше Развитие зрительного Практическое запомнил?», «Кто внимательнее?» восприятия и занятие зрительной памяти Различие «наложенных» Развитие зрительного Практическое изображений предметов (2-3 восприятия и занятие изображения) зрительной памяти Поиск «спрятавшихся» на рисунке Развитие зрительного Практическое предметов. восприятия занятие Таблицы Шульте. Выявление развития уровня Тест Индивидуальная и групповая работа Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах и индивидуально Работа в группах Сравнительный анализ 2-х картинок Сравнительный анализ 2-х картинок Индивидуальная работа 3 класс – 34 часов в год, 1 час в неделю № 1-2 Колво ч. 2 3 1 4 1 5 1 Тема занятия Цели занятия Форма урока Деятельность учащихся Выполнение тестовых задач Определение уровня интеллектуального Обследование вновь Диагностика развития ребенка. прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов Cоотнесение цвета реального предмета с Формирование Практическое Групповая и занятие эталоном; учить дифференцировать сенсорных эталонов индивидуальная желтый – оранжевый – коричневый. цвета работа Использование цвета для обозначения Развитие предпосылок Практическое Групповая и занятие предметов: дети обозначают фишками символической индивидуальная определенных цветов предметы в сказке деятельности мышления работа или стихотворении, которые читает учитель. Соотношение предметов по цвету Формирование Дидактическая Работа в группах («Подбери кукле однотонную одежду»). сенсорных эталонов игра «Подбери цвета 6 1 Выбор и группировка предметов на скорость. 7-8 2 Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. 9 1 10 1 11 1 12 1 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. Д.). «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей). Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Дидактическая игра «Цветиксемицветик». 1314 2 15 1 1618 3 Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине). Дидактическая игра «Колумбово яйцо». Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). кукле однотонную одежду» Формирование Практическое Работа в группах сенсорных эталонов занятие формы, величины Формирование Практическое Сравнительный анализ предметов сенсорных эталонов занятие по цвета, формы, самостоятельно величины выделенному признаку Формирование Практическое Сравнительный анализ предметов сенсорных эталонов занятие по двум формы, величины параметрам Конструирование предметов Развитие сенсорных эталонов величины Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины Конструирование предметов Практическое занятие Работа в группах Практическое занятие Работа в группах Дидактическая игра Работа в группах Практическое занятие Индивидуальная работа Дидактическая игра Работа в группах Практическое занятие Настольный Индивидуальная работа 19 1 2021 2223 2 24 1 25 1 26 1 2729 3031 3 3233 2 2 2 «Лего» Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Развитие согласованности движений на Развитие крупной Практическое занятие разные группы мышц (по инструкции моторики педагога). Пальчиковая гимнастика с речевым Развитие мелкой Практическое занятие сопровождением. моторики Штриховка в разных направлениях и Развитие мелкой рисование по трафарету. Обводка моторики и контуров предметных изображений. графомоторных навыков Совершенствование точности мелких Развитие мелкой движений рук (завязывание, моторики развязывание, шнуровка, застегивание). «Где мы были, мы не скажем, а что Развитие крупной и делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по мелкой моторики пантомиме). Рисование бордюров по образцу. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Графический диктант (зрительный и на Выявление отклонений слух). в развитии Вырезание ножницами из бумаги по Развитие крупной и контуру предметных изображений – мелкой моторики, новогодние снежинки. графомоторных навыков. Работа в технике «объемной» и Развитие крупной и «рваной» аппликации. мелкой моторики, графомоторных Индивидуальная работа Практическое занятие Индивидуальная работа Индивидуальная работа Практическое занятие Индивидуальная работа Игровые упражнения Работа в группах Дидактическая Индивидуальная игра «Расставь работа значки в фигурах». Тест Индивидуальная работа Практическое Индивидуальная занятие работа и в группах Практическое занятие Работа в группах 3435 2 навыков. Кинестетическое и кинетическое развитие Выразительность движений (имитация Кинестетическое и Игровые повадок животных, инсценирование кинетическое развитие упражнения школьных событий). Тактильно-двигательное восприятие Работа в группах 4 класс – 34 часов в год, 1 час в неделю № 12 Колво ч. 2 3 1 4 1 5 1 6 1 Тема занятия Обследование вновь прибывших детей. Цели занятия Форма урока Деятельность учащихся Индивидуальная работа Формирование групп Диагностика для коррекционных занятий. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов Группировка предметов по Развитие сенсорных Практическое Сравнительный самостоятельно выделенным двум эталонов цвета, занятие анализ предметов признакам; обозначение словом. формы, величины Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Использование простых мерок для Развитие сенсорных Практическое Работа в группах измерения и сопоставления отдельных эталонов цвета, занятие и индивидуально параметров предметов (по длине, формы, величины ширине, высоте). Составление сериационных рядов по Закрепление Практическое Сравнительный самостоятельно выделенным признакам сенсорных эталонов занятие анализ предметов из 4 – 5 предметов. цвета, формы, величины Группировка предметов сходных цветов Развитие сенсорных Практическое Сравнительный различных оттенков эталонов цвета занятие анализ предметов (индивидуально) Дата 7 1 8 1 9 1 10 1 11 1 12 1 13 1 14 1 15 1 16 1 Цветовой спектр. Смешение цветов Развитие сенсорных Практическое (оттенки). эталонов цвета занятие Определение постоянных цветов. Развитие и Дидактическая закрепление игра «Назови сенсорных эталонов цвет». цвета Построение по росту, сравнение Развитие сенсорных Практическое величины предметов путем наложения, эталонов величины занятие приложения и зрительного соотнесения. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Упражнения на координацию и смену Развитие крупной Практическое движения по команде, сигналу. моторики занятие Дорисовывание симметричной Выявление уровня Практическое половины изображения. развития занятие графомоторных навыков Вычерчивание геометрических фигур. Выявление уровня Дидактическая развития игра «Почини графомоторных коврик». навыков Упражнения «Речь – ритм – Развитие крупной и Практическое движение». мелкой моторики, занятие графомоторных навыков. Графический диктант с усложненными Выявление уровня Тестирование заданиями. развития графомоторных навыков Совершенствование мелких движений Развитие Практическое (мелкая мозаика, шнуровка, графомоторных занятие выкладывание узоров из семян навыков растений) Кинестетическое и кинетическое развитие Упражнения на расслабление и снятие Научить расслаблению Релаксация. Работа в группах и индивидуально Работа в группах Работа в группах Работа в группах Индивидуальная работа Работа в группах Индивидуальная работа Индивидуальная работа Работа в группах Работа в группах 17 1 18 1 19 1 20 1 21 1 22 1 23 1 24 1 25 1 26 2 мышечных зажимов. Релаксация. Воображаемые действия. Кинестетическое и Дидактическая кинетическое развитие игра «Угадай-ка». Тактильно-двигательное восприятие Тонкая дифференциация предметов на Развитие тактильно- Игра «Волшебный ощупь с мелкими предметами. двигательного мешочек» восприятия Закрепление тактильных ощущений при Развитие тактильно- Практическое работе с глиной и пластилином. двигательного занятие восприятия Игры с мелкой мозаикой. Развитие тактильно- Игра двигательного восприятия Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Профилактика и коррекция зрения. Профилактика и Гимнастика для коррекция зрения глаз. Нахождение отличительных и общих Развитие слухового Практическое признаков на наглядном материале восприятия и слуховой занятие (сравнение 2-3-х предметных памяти /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках. Тренировка зрительной памяти. Развитие слухового Дидактическая Дидактическая игра «Лабиринт с восприятия и слуховой игра «Нарисуй по закрытыми глазами» памяти Развитие памяти». слухового восприятия Развитие восприятия пространства Построение комбинаций из плоскостных Развитие восприятия Практическое или объемных геометрических фигур по пространства занятие инструкции учителя. Определение расположения предметов в Вербализация Практическое ближнем и дальнем пространстве. пространственных занятие Моделирование расположения отношений предметов в пространстве Дидактическая игра «Лабиринт» Вербализация Практическое Работа в группах Работа в группах Работа в группах и индивидуально Работа в группах Работа в группах Работа в группах и индивидуально Работа в группах Индивидуальная работа Работа в группах Работа в группах 27 1 28 2 29 1 30 1 31 1 32 1 33 1 34 1 Определение времени по часам. пространственных отношений Восприятие времени Развитие восприятия времени занятие с элементами игры Практическое занятие с элементами игры «Расположите по порядку» (времена Развитие восприятия Дидактическая года, месяцы, дни недели, части суток) времени игра Последовательность основных Развитие восприятия Игра «Чего не жизненных событий. времени хватает?». Работа с календарем и моделью Развитие восприятия Практическое календарного года. времени занятие Развитие мыслительных операций Дидактические игры «Парные Развитие Дидактическая картинки», «Подбери недостающую мыслительных игра картинку». операций (систематизация) Игры на исключение лишнего Развитие Дидактическая предмета (картинки, понятия). мыслительных игра операций Обучение систематизации «Что Развитие Практическое быстрее?», «Кто старше?», «Кто мыслительных занятие с сильнее?». операций элементами игры (систематизация) Формирование умения устанавливать Развитие умения Практическое причинно-следственные связи. устанавливать занятие причинно-следственные связи. Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах, решение ситуационных задач Работа в группах Работа в группах, решение ситуационных задач Решение ситуационных задач