логопедические занятия АООП образования обучающихся с УО

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
НИЖНЯЯ САЛДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
ул. Фрунзе, д.11, г. Нижняя Салда, Свердловской области, 624740
Тел.: (34345) 3-09-80; E-mail: schola10NS@yandex.ru; оф. сайт: http://10ns.uralschool.ru
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _12__
«__22__»___06__ 2023г

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ «СОШ № 10»
Бессонова А.Л._______
Приказ №58/2-ОД
«__22___»___06__ 2023г

Рабочая программа коррекционного курса
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«Логопедические занятия»

(для 1 - 4 класса)

Составитель: Вавилова И.В.,
Учитель-логопед 1 категории

г. Нижняя Салда
2023

1. Пояснительная записка
Программа разработана с целью коррекции речи учащихся с умственной
отсталостью. Её создание вызвано отсутствием программ логопедической
коррекции данной категории учащихся, необходимостью систематизации
основных направлений коррекционно - развивающей работы по логопедии.
Учащиеся с интеллектуальными нарушениями отличаются низким
уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и
переработке полученной информации, недостаточной сформированностью
операций анализа синтеза, сравнения. У учащихся значительно страдает речь
как пассивная, так и активная: трудности произношения звуков, проблемы с
пониманием инструкции, с пересказом содержания прочитанного или
услышанного. Есть учащиеся, владеющие навыками письменной речи, но
допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении,
имеются неговорящие учащиеся. Основная проблема данной категории
учащихся - системное недоразвитие речи.
Им характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются
нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения (выраженная дислексия);
- нарушение письма (дисграфия).
Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и
социальной адаптации учащихся.
Цель

программы:

деятельности

учащихся

стимулирование
с

коммуникативной функции речи.

умственной

речевой

и

мыслительной

отсталостью,

развитие

Задачи:
1. Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное
произношение звуков. При отсутствии звуков - вызывать их.
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Проводить работу по анализу и синтезу звукового состава речи:
выделение звука из состава слова;
• членение слов на слоги, а слоги - на звуки;
• объединение звуков в слова;
• членение предложений на слова.
4. Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.
5. Формировать связную грамматически правильную речь:
• работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
• употреблять простые и сложные предлоги;
• учить диалогической речи.
6. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику через
специальные игры, упражнения, занятия.
7. Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).
8. Воспитывать личностные качества учащегося: трудолюбие, усидчивость,
аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль и др.
9. Обучать основам грамоты.
2. Общая характеристика программы
Рабочая
занятия»

программа

составлена

по
на

образовательного стандарта

коррекционному
основе

курсу

Федерального

обучающихся

с

«Логопедические
государственного

умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), АООП учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «СОШ № 10».

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при
достаточно

хорошем

уровне

развития

речи,

который

предполагает

определенную степень сформированности средств языка (произношение,
грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков
свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
В

процессе

реализации

рабочей

программы

применяются

следующие технологии:
- технология коррекционно-развивающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования учебной самооценки;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Основными формами организации образовательной деятельности являются
групповые и индивидуальные занятия.
Формы и методы работы
Методы Приемы
Наглядный
• Предметные и сюжетные картинки
• Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Озвучь узор»,
«Продолжи рисунок»)
• Классификация и группировка по заданному свойству или признаку
(восстанови последовательность,
узор и др.).
Словесный
• Постановка вопросов и ответы на них
• Оценка речи одноклассников
• Договаривание по образцу

• Комментирование собственных действий
• Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к
признакам.
•

Составление

словосочетаний,

предложений

по

демонстрируемому

действию
• Выделение лишнего элемента по заданному признаку
• Подбор слов по родовому признаку.
Практический
• Дорисовывание недостающих элементов
• Угадывание предметов на ощупь
• Выполнение действий по словесной инструкции
• Выполнение действий по символьной инструкции
• Использование знаковой символики для обозначения свойств и признаков
предметов
Игровой
• Инсценировки и театрализация, сказочные сюжеты
• Использование игрушек и сказочных персонажей
• Исправление «ошибок» педагога или персонажа
• Перевоплощение и выполнение соответствующих действий
Репродуктивный
• Словесный образец
• Одновременное проговаривание
• Повторение, объяснение
• Воспроизведение услышанного или прочитанного
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Система оценки достижений учащихся
Предлагается учащимся в конце занятия сделать отметки на линейках
достижений (линейки самооценивания прорисованы в тетрадях на полях).
Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:
«Я старался». Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это
приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении
знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного
выполнения задания. Ученик начинает реально прогнозировать оценку за
выполнение задания.
«Лесенка успеха».
Завершив выполнение задания, ученики рисуют карандашом лестницу
из трех ступенек. Ученик оценивает успешность выполнения задания,
нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Лесенка успеха
позволяет узнать, насколько объективно дети оценивают свою работу.
3. Планируемые результаты освоения курса
К концу I этапа реализации программы учащиеся должны уметь:
• анализировать слова по звуковому составу;
• чисто произносить все звуки речи;
• различать ударные и безударные гласные, парные согласные, твердые и
мягкие, Р-Л, согласные сходные по акустическим и оптическим признакам;
• делить слова на слоги, пользоваться переносом;
• выделять предложения из текста;

• определять количество звуков в слове, место звука, пользуясь числовым
рядом;
• ориентироваться в пространстве и времени;
• составлять короткий рассказ по плану;
• восстанавливать нарушенный порядок слов в предложениях;
• сравнивать, классифицировать, обобщать.
Учащиеся должны знать:
• артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы алфавита.
• признаки гласных и согласных звуков;
• правило написания предложения;
• правила переноса слов;
• обобщающие понятия и словарь по основным изученным лексическим
темам;
• правила правописания гласных после шипящих.

4. Описание места курса в учебном плане
Программа реализуется за счет часов внеурочной деятельности.
Количество логопедических занятий составляет 1 час в неделю. В 1 классе –
34 занятия, в 2-4-х классах-по 34 занятия в год.
5. Требования к результатам освоения учащимися курса
Программа

обеспечивает

достижение

учащимися

следующих

метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на
уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего
ученика».

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям
других людей; нравственному содержанию поступков.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям
искусства.
- Адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда.
Метапредметные результаты
Регулятивные БУД:
- Принимать учебную задачу занятия;
- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителялогопеда.
- Ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.
- Оценивать свою работу.
Познавательные БУД:
- Классифицировать предметы по группам.
- Называть группу предметов одним словом.
Коммуникативные БУД:
- Отвечать на вопросы учителя-логопеда.
- Осваивать, воспроизводить и применять правила работы в группе.
- Воспроизводить и применять правила работы в парах.
- Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по
критериям, данным учителем-логопедом.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- ориентироваться в тетради;
- правильно располагать тетрадь на рабочем месте;
- воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила
письма;
- обводить предметы по контуру;
- находить элементы букв в контурах предметных картинок;
- обводить элементы букв, штриховать;

- чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец;
- находить недостающие детали в изображённых предметах и воссоздавать
рисунок по заданному образцу;
- находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным
схемам, обосновывать свой выбор.
Учащийся

в

совместной

деятельности

с

учителем-логопедом

имеет

возможность научиться:
- составлять предложения с опорой на заданную схему;
- составлять предложения к иллюстрациям;
- соотносить предметную картинку и схему слова;
- воспроизводить сказку по серии сюжетных картинок;
- инсценировать сказку.
6. Содержание программы
1класс
Развитие общей и речевой моторики. Развитие ритма и речевого
дыхания. Закрепление правильного дыхания в процессе речи. Работа над
силой

голоса.

Развитие

мелкой

моторики.

Знакомство

с

органами

артикуляции. Профиль. Коррекция зрительного и слухового внимания и
восприятия звуков окружающей действительности и звуков речи. Узнавание
и вычленение звуков гласных и согласных в разных позициях в слове.
Определение места звука в слове (начало, конец, середина). Формирование
артикуляционной базы речи. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация
поставленных звуков. Уточнение произношения всех остальных звуков речи.
Формирование

пространственных

и

временных

представлений.

Дифференциация звуков и букв: гласных - согласных, твердых - мягких,
звонких - глухих. Работа над слоговой структурой слова. Дифференциация
акустически

и

оптически

сходных

звуков,

и

букв.

Знакомство

с

предложением, словом, слогом, звуком, буквой. Работа со схемами

предложений, слогов, слов. Работа над графическими изображениями
печатных, прописных и строчных букв.
Употребление предлогов В, НА. Накопление словаря (по программе
развития речи в классе). Индивидуальная работа (по необходимости).
Вся коррекционно-логопедическая работа на этом этапе строится
с учетом прохождения букв в 1 классе и лексического материала по предмету
«Развитие речи».
В

конце

учебного

года

проводится

проверка

эффективности

коррекционно-логопедической работы (проверка техники чтения и письма).
2 - 3 классы
Дальнейшая работа по развитию ручной моторики, речевого дыхания и
голоса, артикуляции, слухового восприятия и внимания к звуковой стороне
речи. Продолжение работы по постановке и автоматизации нарушенных
звуков.

Уточнение

пространственных

и

временных

представлений,

определение последовательности в пространстве. Узнавание и вычленение
гласных и согласных звуков в разных позициях в слове. Анализ слов с
опорой на цифровой ряд.
Гласные звуки и буквы, сходство и различие. Дифференциация гласных
1 и 2 ряда. Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда и буквой Ь.
Слогообразующая роль гласных. Ударение. Работа со схемами слов, над
слоговой структурой слова.
Дифференциация

парных

согласных,

твердых

и

мягких,

Р-Л.

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Дифференциация свистящих шипящих,

аффрикат.

Дифференциация

оптически

сходных

букв.

Словообразование. Практическое знакомство с существительными,
употребленными в разных падежах. Подбор к предмету действий и
признаков. Многозначность слов, антонимы, сравнение предметов и
признаков (простые случаи).

Формирование простого предложения. Построение, составление из слов,
изменяя слова по смыслу; дополнение предложений; ответы на вопросы,
пользуясь словами вопроса.
Накопление словаря слов, по темам, изучаемым в классе. Развитие
связной речи (восстановление несложного деформированного текста;
последовательное расположение предложений по смыслу; коллективное
составление

коротких

рассказов

по

картинкам,

опорным

словам

с последующей записью под руководством логопеда).
4 класс
Гласные 1 и 2 ряда, сходство и различие, дифференциация. Различение
гласных, сходных по акустическим и оптическим признакам.
Ударение, безударные гласные. Морфологический состав слова. Корень,
окончание. Суффиксальный и префиксальный способы образование слов.
Безударные гласные в корне. Предлоги. Различение приставок и предлогов.
Парные согласные, оглушение согласных. Оптически сходные согласные.
Дифференциация свистящих и шипящих, аффрикат. Формирование навыков
анализа и синтеза (схемы слов, место звука, преобразование слов
добавлением слогов, убавлением, заменой букв). Обогащение и уточнение
словаря за счет: сравнения предметов, классификации, установления
элементарных

зависимостей,

расширение

круга

имен

собственных,

образование родственных слов.
Переносное значение слов. Синонимы, антонимы, многозначность слов.
Практическое усвоение частей речи и их основных грамматических
признаков, образование одной части речи от другой.
Работа над предложением. Членение речи на предложения. Составление
и распространение предложений. Установление связи между словами в
предложении по вопросам, установление нарушенного порядка слов в
предложении.
Связная речь. Описание предметов, явлений природы с использованием
слов, изученных на занятиях. Составление небольшого рассказа по картине,

по серии картин, по материалам наблюдений. Восстановление несложного
текста по вопросам, деформированный текст. Выражение связей и
отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов,
некоторых наречий. Разнообразные задания по формированию правильного,
осознанного и выразительного чтения. Диалоговая речь.

7. Тематическое планирование курса «Логопедические занятия» в 1 классе
№

Тема урока

1

2
I четверть

КолДата
во
проведения
часов
3
4

Обследование

2

Логопедическое обследование
Логопедическое обследование
Звуки речи
Звуки и буквы.

1
1
20
1

Речь устная и письменная.
Уточнение произношения гласных звуков [а], [у],
[о]

1
2

Уточнение и автоматизация произношения звука
[м]
Автоматизация звука [ы, и].
Дифференциация и-ы

2

Постановка звука с. Автоматизация звука [с] в
слогах, словах, предложениях.

3

Автоматизация звука [з] в слогах, словах,
предложениях

3

II четверть

3

Планируемые результаты освоения материала

5
Знать обобщающие слова, времена года, дни недели, счет.
Уметь
правильно
произносить
звуки;
правильно
проговаривать слова.

Уметь различать звуки и буквы, снимать повышенное
мышечное напряжение.
Знать произношение звуков а, о, у.
Уметь выделять звуки из разрезной азбуки, правильно писать
и произносить гласные звуки.
Уметь выделять звук из разрезной азбуки и характеризовать
звук [м], правильно писать и произносить звук м.
Уметь дифференцировать, правильно писать и произносить
звуки [ы, и] в слогах, словах; различать гласные звуки и-ы
устно и на письме
Уметь давать артикуляционную характеристику звука с;
выделять звук из разрезной азбуки, правильно писать и
произносить звук с.
Уметь выделять звук из разрезной азбуки, в слогах, словах,
предложениях; правильно писать и произносить звук з

Дифференциация и автоматизация согласных
звуков
Дифференциация з-с в связной речи
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах,
предложениях
Автоматизация звука [ш] в связной речи
Дифференциация с-ш в слогах, словах,
предложениях
Дифференциация з-ш в слогах, словах,
предложениях

3
3
3
3
3

III четверть
Постановка звуков ц, ч, щ
Постановка звука ц

2

Автоматизация ц в слогах, словах, предложения

3

Автоматизация звука [ц] в связной речи
Дифференциация ц-с в слогах,
предложениях
Дифференциация ц-т в слогах,
предложениях
Постановка звука [ч]

словах,

3
2

словах,

2

Автоматизация
[ч]
предложениях
Постановка звука [щ]

в

Автоматизация
предложениях

в

[щ]

слогах,

2
словах,

2
2

слогах,

словах,

Уметь дифференцировать звуки [з-с] в связной речи,
выделять на слух, правильно их писать
Уметь четко произносить звук ш в слогах, словах,
предложениях
Уметь четко произносить звук [ш] в связной речи;
Уметь дифференцировать звуки [с-ш] в слогах, словах,
предложениях, выделять на слух, правильно их писать
Уметь дифференцировать звуки [з-ш] в слогах, словах,
предложениях; снимать повышенное мышечное напряжение
Знать изученные буквы и звуки.
Уметь придумывать слова на данный звук.
Знать артикуляцию звука ц.
Уметь писать и различать звук ц в слогах, в словах
Уметь четко произносить звук [ц] в слогах, словах,
предложениях
Уметь четко произносить звук [ц] в связной речи
Уметь выделять в словах [с], [ц] и дифференцировать звуки
[с-ц] в слогах, словах, предложениях
Уметь выделять в словах звуки [ц], [ть]; дифференцировать
в слогах, словах, предложениях
Знать артикуляцию звука ч.
Уметь писать и различать звук ц в слогах, в словах
Уметь правильно произносить звук ч в слогах, словах,
предложениях
Знать артикуляцию звука ч.
Уметь писать и различать звук ц в слогах, в словах.

2
Знать изученные буквы и звуки. Уметь четко произносить

изученные звуки. Уметь определять место звука в слове.
Уметь придумывать слова на данный звук.
IV четверть
Обследование
Дифференциация согласных звуков
Автоматизация шипящих согласных звуков в
слогах, словах, предложениях
Дифференциация ч-т в слогах, словах,
предложениях
Дифференциация ч-с в слогах, словах,
предложения
Дифференциация ч-ц в слогах, словах,
предложениях
Слова, обозначающие предмет, действие
предмета, признаки предметов
Слова,
обозначающие
предмет,
действие
предмета, признаки предметов
Итоговая письменная работа

9
3
3
3
3

Уметь правильно произносить звук [ч] в
предложениях
Уметь выделять и дифференцировать в
предложениях звуки [ч], [ть]
Уметь выделять и дифференцировать в
предложениях звуки [ч], [с]
Уметь выделять и дифференцировать в
предложениях звуки [ч], [ц]

слогах, словах,
слогах, словах,
слогах, словах,
слогах, словах,

2

1

66

Уметь найти слова, обозначающие предмет, действие
предмета и признаки предметов
Знать изученные буквы и звуки. Уметь четко произносить
изученные звуки, Уметь определять место звука в слове.
Уметь придумывать слова на данный звук.

Тематическое планирование курса «Логопедические занятия» во 2 классе
№

Тема урока

1

2
I четверть
Обследование

1.
2.

Кол-во
часов
3
18
2

Обследование нарушений речи учащихся
Обследование нарушений речи учащихся
Звуки речи. Строение и функции речевого
аппарата.
Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого
аппарата.
Гласные звуки и буквы: а, о, у, э, ы, и
Гласный звук и буква а, о, у. Выделение в словах.

1
1
1

Звук и буква э, ы, и. Выделение в словах.

2

Дифференциация и-ы

2

Согласные звуки.
Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные

4
4

Развитие связной речи.

5

Закрепление

1
6
2

Дата

Планируемые результаты освоения материала

4

5
Знать обобщающие слова, времена года, дни недели,
счет. Уметь правильно произносить звуки; правильно
проговаривать слова.

Знать строение и функции речевого аппарата. Уметь
различать звуки и буквы.
Уметь четко произносить гласные звуки и выделять их в
словах, читать слоги и слова, придумывать слова с
заданным звуком.
Уметь четко произносить гласные звуки и выделять их в
словах, читать слоги и слова, придумывать слова с
заданным звуком.
Уметь дифференцировать гласные звуки [и-ы] устно и
на письме
Уметь различать согласные звуки, звонкие и глухие
согласные.
Определение границы предложения в тексте. Работа по
сюжетным картинкам. Составление предложений из
данных слова. Увеличение количество слов в
предложении.
Уметь различать согласные и гласные звуки и буквы,
правильно писать слова под диктовку, придумывать

слова с заданным звуком.
II четверть
Согласные звуки.
Согласные звуки. Сонорные согласные.

16
2
2

Парные согласные звуки
Парные согласные звуки: б-п, п-т

12
3

Парные согласные звуки: г-к

3

Парные согласные звуки: д-т, т-к

3

Парные согласные звуки: ж-ш, з-с

3

Развитие связной речи

2

III четверть
Дифференциация и выделение в словах
согласных звуков
Дифференциация и выделение в словах: з-ж

20
6

Дифференциация и выделение в словах: л-р

2

Звук и буква й

2

2

Уметь дифференцировать и произносить сонорные
звуки, придумывать слова с заданным звуком.
Знать парные согласные звуки.
Уметь различать парные согласные звуки [б-п, п-т] в
слогах, словах и фразах, делать звукобуквенный анализ.
Знать парные согласные звуки.
Уметь различать парные согласные звуки [г-к, к-х] в
слогах, словах и фразах, делать звукобуквенный анализ.
Знать парные согласные звуки.
Уметь различать парные согласные звуки [д-т, т-к] в
слогах, словах и фразах, делать звукобуквенный анализ.
Знать парные согласные звуки.
Уметь различать парные согласные звуки [ж-ш, з-с] в
слогах, словах и фразах, делать звукобуквенный анализ.
Определение границы предложения в тексте. Работа по
сюжетным картинкам. Составление предложений из
данных слов. Увеличение количества слов в
предложении.

Уметь дифференцировать согласные звуки [з-ж] и
выделять в словах, придумать слова и определить место
звука в словах.
Знать механизм образования [р, л]
Уметь давать сравнительную характеристику звуков;
дифференцировать и выделять в словах согласные звуки
[л-р]
Знать механизм образования звука [й].

Уметь выделять звук [й] из состава слогов, слов,
предложений; писать слова под диктовку и придумать
слова.
Словарная работа
Словарная работа
Гласные йотированные звуки
Гласные йотированные:
а) уточнение произношения гласных [йа] – я в
начале слова и после гласных

2
2
6
2

Гласные йотированные:
б) [йу] – ю в начале слова и после гласных

2

22. Гласные йотированные:
в) [йэ] – е в начале слова и после гласных
г) [йо] – ё в начале слова и после гласных

2

Развитие связной речи

2

Ударение в слове. Схемы слоговой структуры
слов.
Безударные гласные

2

IV четверть

18

2

Уметь применять полученные знания на практике.
Знать механизм образования йотированных гласных.
Уметь выделять йотированный гласный звук [йа] из
состава слогов, слов и предложений; анализировать
слова с йотированными гласными, записать слова после
их анализа.
Знать механизм образования йотированных гласных.
Уметь выделять йотированный гласный звук [йу] из
состава слогов, слов и предложений; анализировать
слова с йотированными гласными, записать слова после
их анализа.
Знать механизм образования йотированных гласных.
Уметь выделять йотированный гласный звук [йэ], [йо]
из состава слогов, слов и предложений; анализировать
слова с йотированными гласными, записать слова после
их анализа.
Определение границы предложения в тексте. Работа по
сюжетным картинкам. Составление предложений из
данных слов. Увеличение количества слов в
предложении.
Формирование понятия ударение. Изучение правила.
Выполнение заданий на индивидуальных карточках.
Формирование понятия безударные гласные. Изучение
правила. Выполнение заданий на индивидуальных
карточках.
Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки
устно и на письме.

Обследование
Дифференциация э-е

2
3

Уточнение произношения ц, ч, щ

2

Дифференциация с-ч

2

Дифференциация букв, имеющих кинетическое
сходство
Дифференциация букв, имеющих кинетическое
сходство: п-т
Дифференциация букв, имеющих кинетическое
сходство: б-д, в-д

6

Дифференциация букв, имеющих кинетическое
сходство: о-у
Закрепление

2

2
2

3

Уметь дифференцировать гласные звуки [э-йэ] в
словах, предложениях; придумать и правильно
слова под диктовку.
Знать сравнительную характеристику звуков.
Уметь правильно произносить звуки [ц, ч, щ] в
словах и предложениях
Уметь дифференцировать согласные звуки с-ч в
словах, предложениях.

слогах,
писать
слогах,
слогах,

Уметь дифференцировать буквы п-т, имеющие
кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях
Уметь дифференцировать буквы б-д, в-д, имеющие
кинетическое сходство в слогах, словах и в
предложениях.
Уметь дифференцировать гласные звуки [о-у], имеющие
кинетическое сходство в слогах, словах, предложениях.
Уметь различать согласные и гласные звуки и буквы,
придумывать слова с заданным звуком, составлять
предложения. Уметь дифференцировать йотированные
гласные звуки
устно и на письме. Уметь
дифференцировать звуки, имеющие кинетическое
сходство в слогах, словах, предложениях.

Тематическое планирование курса «Логопедические занятия» в 3 классе
№

Тема урока

1

2
I четверть
Обследование

Кол-во
часов
3
18
2

5.

Обследование нарушений речи учащихся
Обследование нарушений речи учащихся
Звуки речи. Гласные и согласные звуки буквы.
Звуки и буквы.

1
1
4
1

6.
7.

Звуки и буквы. Гласные и согласные.
Гласный звуки и буквы.

1
1

8.

Согласные звуки и буквы.

1

Дифференциация простых и йотированных
гласных.
Дифференциация простых и йотированных гласных:
а-я.

10

10. Дифференциация простых и йотированных гласных:
о-е.

2

11. Дифференциация простых и йотированных гласных:
у-ю.

2

1.
2.

9.

2

Планируемые результаты освоения материала
4
Знать обобщающие слова, времена года, дни недели, счет.
Уметь правильно произносить звуки; правильно проговаривать
слова.

Знать понятие звук и буква. Уметь определить места звука в
слове, последовательности звуков.
Уметь различать гласные и согласные звуки устно и на письме.
Уметь выделять гласные звуки в словах, предложениях;
составлять графические схемы слогов и слов.
Уметь выделять согласные звуки в словах, предложениях;
составлять графические схемы слогов и слов.
Знать механизм образования йотированных гласных.
Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки [а-йа] в
устной и письменной речи; составлять устный рассказ по
вопросам и опорным словам на тему «Осень», делать
звукослоговой анализ.
Знать механизм образований йотированных гласных.
Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки [о-йэ] в
устной и письменной речи; составлять устный рассказ по
вопросам и опорным словам на тему «Осень», делать
звукослоговой анализ.
Знать механизм образований йотированных гласных.
Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки [у-йу] в

12. Дифференциация простых и йотированных гласных:
э-е.

2

13. Дифференциация гласных: ы-и

2

Твердые и мягкие согласные
15. Твердые и мягкие согласные

2
2

Развитие связной речи
II четверть
Обозначение мягкости согласных перед гласными
2 ряда и мягким знаком
18. Согласные перед гласными е, ё, ю, я

18
4

19. Согласные перед гласными е, ё, ю, я

1

20. Обозначение мягкости согласных мягким знаком.

2

Разделительный ь
21. Разделительный ь

2
2

Звонкие и глухие согласные. Парные звонкие и
глухие согласные.
22. Звонкие и глухие согласные

13

1

1

устной и письменной речи; составлять устный рассказ по
вопросам и опорным словам на тему «Моя семья».
Знать механизм образований йотированных гласных.
Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки [э-йэ] в
устной и письменной речи; составлять устный рассказ по
вопросам и опорным словам на тему «Любимый предмет».
Знать механизм образований йотированных гласных.
Уметь дифференцировать йотированные гласные звуки [ы-и] в
устной и письменной речи; составлять устный рассказ по
вопросам и опорным словам на тему «Мама».
Уметь дифференцировать твердые и мягкие согласные в
письменной и устной речи, выделять количества звуков и букв
в слове.
Определение границы предложения в тексте. Работа по
сюжетным картинкам. Составление предложений из данных
слов. Увеличение количество слов в предложении.

Уметь обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков перед
гласными е, ё, ю, я.
Уметь определять твёрдость и мягкость согласных звуков в
слове; анализировать и исправлять ошибочный текст.
Знать правила употребления мягкого знака. Уметь соотносить
произношение слова и его написание, различать звуки по
признаку твердости-мягкости.
Знать правила употребления мягкого знака. Уметь соотносить
произношение и написание, разделительного мягкого знака.
Уметь различать согласные звуки по признаку звонкости-

23. Парные звонкие и глухие согласные: б-п

2

24. Парные звонкие и глухие согласные: в-ф

2

25. Парные звонкие и глухие согласные: в-ф

2

26. Парные звонкие и глухие согласные: д-т

2

27. Парные звонкие и глухие согласные: ж-ш

2

28. Парные звонкие и глухие согласные: з-с

2

глухости с опорой на тактильно-вибрационный и акустический
контроль.
Знать механизм образования парных согласных звуков в
сравнительном плане.
Уметь давать характеристики согласных звуков [б-п] и
дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях,
связных текстах, правильно писать слова и предложения под
диктовку.
Знать механизм образования парных согласных звуков в
сравнительном плане.
Уметь давать характеристики согласных звуков [в-ф] и
дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях,
связных текстах, правильно писать слова и предложения под
диктовку.
Знать механизм образования парных согласных звуков в
сравнительном плане.
Уметь давать характеристики согласных звуков [г-к] и
дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях,
связных текстах, правильно писать слова и предложения под
диктовку.
Знать механизм образования парных согласных звуков в
сравнительном плане.
Уметь давать характеристики согласных звуков [д-т] и
дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях,
связных текстах, правильно писать слова и предложения под
диктовку.
Знать механизм образования парных согласных звуков в
сравнительном плане.
Уметь давать характеристики согласных звуков [ж-ш] и
дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях,
связных текстах, правильно писать слова и предложения под
диктовку.
Знать механизм образования парных согласных звуков в

Ударение в слове. Схемы слоговой структуры слов

1

III четверть
Дифференциация согласных звуков
32. Дифференциация с-ш

20
3
1

33. Дифференциация з-ж

1

34. Дифференциация з-ж

1

Автоматизация ц. Дифференциация согласных
звуков
35. Автоматизация ц.

5

37. Дифференциация ц-т.

2

38. Дифференциация ц-с

2

1

Автоматизация ч. Дифференциация согласных
звуков.
Автоматизация ч.

7

Дифференциация ч-с,

2

Дифференциация ч-т,

2

1

сравнительном плане.
Уметь давать характеристики согласных звуков [з-с] и
дифференцировать эти звуки в слогах, словах, предложениях,
связных текстах, правильно писать слова и предложения под
диктовку.
Формирование понятия ударение. Изучение правила.
Выполнение заданий на индивидуальных карточках.

Уметь правильно произносить и различать звуки [с-ш] в
слогах, словах, фразах, определять место звука в словах.
Уметь правильно произносить и различать звуки [з-ж] в
слогах, словах, фразах; делать звукослоговой анализ.
Уметь дифференцировать звуки [з-ж] в слогах, словах,
предложениях; правильно писать слова и предложения.
Уметь правильно и четко произносить аффрикат ц,
придумывать слова на букву ц.
Уметь правильно и четко произносить и различать звуки [ц-т]в
слогах, словах, фразах; придумывать слова на данную букву.
Уметь правильно и четко произносить и различать звуки [ц-с]в
слогах, словах, фразах; правильно писать слова и предложения
под диктовку.
Уметь правильно и четко произносить аффрикат ц, придумать
слова на букву ч.
Уметь правильно и четко произносить и различать звуки [ч-с,]в
слогах, словах, фразах.
Уметь дифференцировать согласные звуки [ч-т,]в слогах,
словах, предложениях устно и на письме.

Дифференциация ч-ц

2

Автоматизация щ. Дифференциация согласных
звуков.
Автоматизация щ

5

Дифференциация щ,-с,
Дифференциация щ-ш
Развитие связной речи

2
2

IV четверть

1

Обследование
Дифференциация согласных звуков
Дифференциация ч-щ

18
2
4
1

Дифференциация ц-ч-щ

1

Дифференциация р-л

1

Дифференциация р, - л,

1

Предлоги
Предлоги

2
1

Предлоги

1

Анализ и синтез слов
Анализ слов
Синтез слов

2
1
1

Уметь дифференцировать согласные звуки [ч-ц]в слогах,
словах, фразах; делать звукобуквенный анализ, определять
позицию данного звука в слове.
Уметь правильно и четко произносить аффрикат [щ] в слогах,
словах, фразах; придумывать слова.
Уметь различать звуки [щ,-с,] в устной и письменной речи
Уметь различать звуки [щ-ш] в устной и письменной речи
Определение границы предложения в тексте. Работа по
сюжетным картинкам. Составление предложений из данных
слов. Увеличение количества слов в предложении.

Уметь различать звуки [ч, щ, ц] в устной и письменной речи,
определять места звуков в слове, составлять схему слов и
предложений.
Уметь дифференцировать согласные звуки [ц-ч-щ] в слогах,
словах, предложениях; определять позицию звуков в словах.
Уметь давать сравнительную характеристику звукам [р-л];
дифференцировать звуки [р-л] в слогах, словах, предложениях.
Уметь дифференцировать звуки [р,-л,] в слогах, словах,
предложениях.
Знать понятие предлога и предлогов. Уметь применять
предлоги в устной и письменной речи, составлять предложения
с предлогами.
Уметь дифференцировать предлоги, правильно писать слова и
предложения, находить предлоги
Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов
Уметь выполнять звукобуквенный синтез слов

Развитие связной речи

2

Закрепление

6

Определение границы предложения в тексте. Работа по
сюжетным картинкам. Составление предложений из данных
слов. Увеличение количества слов в предложении.
Уметь различать согласные и гласные звуки и буквы,
придумывать слова с заданным звуком, составлять
предложения. Уметь составлять рассказ по сюжетным
картинкам. Уметь дифференцировать гласные и согласные
звуки устно и на письме. Уметь дифференцировать звуки,
имеющие кинетическое сходство в словах, предложениях.

Тематическое планирование курса «Логопедические занятия» в 4 классе
№

Тема урока

1

2
I четверть
Обследование

Кол-во
часов
3
18
1

5.

Логопедическое обследование
Гласные первого и второго ряда.
Гласные звуки и буквы I ряда.

1
2
1

6.

Гласные звуки и буквы II ряда.

1

Обозначение мягкости согласных на письме при
помощи гласных II ряда и мягкого знака.
Обозначение мягкости согласных на письме при
помощи гласных II ряда.

4

Обозначение мягкости согласных на письме при
помощи ь.
Разделительный мягкий и твердые знаки
10. Разделительный ь

2

11. Разделительный ъ

2

Автоматизация согласных звуков с, р
12. Автоматизация звука [с] в словах, [р]- в слогах,
словах

4
1

13. Автоматизация с в предложениях, р в словах

1

1.

8.

9.

2

4
2

Планируемые результаты освоения материала
4
Знать обобщающие слова, времена года, дни недели, счет.
Уметь правильно произносить звуки; правильно проговаривать
слова, составлять предложения.
Уметьдифференцировать гласные звуки 1 ряда устно и на
письме.
Уметьдифференцировать гласные звуки 2 ряда устно и на
письме.
Уметь различать согласные звуки по признаку твердостимягкости, правильно обозначать мягкость согласных при
помощи гласных 2 ряда.
Уметь обозначать мягкость согласных при помощи мягкого
знака, правильно писать слова и предложения под диктовку.
Уметь соотносить произношение и написание разделительного
мягкого знака, работать со схемами предложений.
Знать правила написания разделительного твердого знака.
Уметь соотносить произношение и написание разделительного
мягкого знака, работать со схемами предложений.
Уметь правильно и четко произносить звук с в словах, р в
словах, словах; правильно писать слова, определять позицию
звуков в словах.
Уметь правильно и четко произносить звук [с] в предложениях,

14. Автоматизация с в связной речи, р - в словах.

1

15. Автоматизация р в словах, предложениях ш - в
слогах, словах, предложениях
Развитие связной речи

1
3

16. Закрепление

II Четверть
Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное сходство (парные согласные):
Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное сходство (парные согласные): А) бп

16
12

Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное сходство (парные согласные): Б) в-ф

2

Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное сходство (парные согласные): В) г-к

2

Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное сходство (парные согласные): Г) д-т

2

Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное сходство (парные согласные): Е) ж-

2

2

[р] в словах.
Уметь правильно и четко произносить звук [с] в связной речи,
[р] в словах.
Уметь правильно и четко произносить звук [р] в словах, [ш] в
слогах, словах.
Определение границы предложения в тексте. Работа по
сюжетным картинкам. Составление предложений из данных
слов. Увеличение количества слов в предложении.
Уметь обозначать твердость и мягкость согласных звуков.
Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам. Уметь
дифференцировать гласные и согласные звуки устно и на
письме.
Уметь
дифференцировать
звуки,
имеющие
кинетическое сходство в словах, предложениях.

Знать понятие о механизме образования парных согласных в
сравнительном плане. Уметь дифференцировать звонкиеглухие согласные звуки [б-п] в слогах, словах, предложениях в
устной и письменной речи.
Знать понятие о механизме образования парных согласных в
сравнительном плане. Уметь дифференцировать звонкиеглухие согласные звуки [в-ф] в слогах, словах, предложениях.
Знать понятие о механизме образования парных согласных в
сравнительном плане. Уметь дифференцировать звонкиеглухие согласные звуки [г-к] в слогах, словах, предложениях
устно и на письме.
Знать понятие о механизме образования парных согласных
звуков [д-т] в сравнительном плане. Уметь дифференцировать
звонкие-глухие согласные в слогах, словах, предложениях
устно и на письме.
Знать понятие о механизме образования парных согласных
звуков
[ж-ш]
в
сравнительном
плане.
Уметь

ш
Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное сходство (парные согласные): Ж) з-с

2

Оглушение звонких согласных
Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное
сходство
(продолжение
оппозиционные звуки): с-ш
Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное сходство (парные согласные): з-ж
Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное сходство (парные согласные): С-шз-ж
Развитие связной речи

6
2

2
2

дифференцировать звонкие-глухие согласные в слогах, словах,
предложениях устно и на письме.
Уметь правильно узнавать на слух звуки [з-с], сходных по
артикуляции; дифференцировать звонкие-глухие согласные в
слогах, словах, предложениях устно и на письме.
Уметь правильно узнавать на слух звуки, сходные по
артикуляции; дифференцировать звонкие-глухие согласные в
слогах, словах, предложениях устно и на письме.
Уметь дифференцировать звонкие-глухие согласные звуки з-ж
в слогах, словах, предложениях устно и на письме.
Уметь дифференцировать звонкие-глухие согласные звуки [сш-з-ж] в слогах, словах, предложениях устно и на письме.
Определение границы предложения в тексте. Работа по
сюжетным картинкам. Составление предложений из данных
слов. Увеличение количества слов в предложении. Составление
рассказа по сюжетным картинкам.
Уметь составлять рассказ по сюжетным картинкам. Уметь
дифференцировать звонкие-глухие согласные звуки устно и на
письме.

Закрепление
III четверть
Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное сходство (парные согласные)
Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное сходство (парные согласные): Г-к-х
Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное сходство (парные согласные): р-л

20
4

Дифференциация гласных и согласных звуков
Дифференциация о-у в словах, ш-с в словах,
предложениях
Дифференциация о-у, ш-с в связных текстах

20
2

2
2

2

Уметь дифференцировать согласные звуки [г-к-х] в слогах,
словах, предложениях; дать сравнительный анализ
Уметь дифференцировать согласные звуки [р-л] в слогах,
словах, предложениях устно и на письме; дать сравнительный
анализ и выделять общие закономерности.
Уметь дифференцировать звуки [о-у, ш-с] в словах,
предложениях
Уметь дифференцировать звуки [о-у, ш-с] в связных текстах

Дифференциация з-ж, т-д в словах

2

Дифференциация з-ж, т-д в предложениях, связных
текстах
Дифференциация д-т, к-г в слогах, словах,
предложениях
Дифференциация д-т, к-г в связных текстах
Дифференциация к-г-х в предложениях

2

Дифференциация в-ф, с-ц в словах, предложениях

2

Дифференциация в-ф, с-ц в текстах
Дифференциация ч-т,, л-р в слогах, словах,
предложениях
Дифференциация звуков ч-ш, автоматизация щ в
слогах, словах, предложениях
Дифференциация ч-с,, щ-с в слогах, словах,
предложениях, связнах текстах
Развитие связной речи

2
2

IV четверть
Обследование
Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное
сходство
(продолжение
оппозиционные звуки)
Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное
сходство
(продолжение
оппозиционные звуки): с-ц
Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное
сходство
(продолжение
оппозиционные звуки): ч-т

18
1
4

2
2
2

2

1

1

Уметь дифференцировать звуки [з-ж, т-д] в словах и,
предложениях; найти общие закономерности
Уметь дифференцировать звуки [з-ж, т-д] в предложениях,
связных текстах.
Уметь дифференцировать звуки [д-т, к-г] в слогах, словах,
предложениях.
Уметь дифференцировать звуки [д-т, к-г] в связных текстах
Уметь дифференцировать звуки [к-г-х] в предложениях; давать
сравнительный анализ звукам
Уметь дифференцировать звуки [в-ф, с-ц] в словах,
предложениях и в текстах.
Уметь дифференцировать звуки [в-ф, с-ц] в текстах.
Уметь дифференцировать звуки [ч-т,, л-р] в слогах, словах,
предложениях; дать сравнительный анализ
Уметь дифференцировать звуки [ч-ш], автоматизировать щ в
слогах, словах, предложениях
Уметь дифференцировать звуки [ч-с,, щ-с] в слогах, словах,
предложениях, связных текстах
Определение границы предложения в тексте. Работа по
сюжетным картинкам. Составление предложений из данных
слов. Увеличение количества слов в предложении. Составление
рассказа по сюжетным картинкам.

Уметь правильно узнавать на слух звуки, сходные по
артикуляции; различать звуки с-ц в слогах, словах,
предложениях устно и на письме.
Уметь правильно узнавать на слух звуки, сходные по
артикуляции; различать звуки ч-т, в слогах, словах,
предложениях устно и на письме.

Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное
сходство
(продолжение
оппозиционные звуки): В) ч-щ

1

Дифференциация
фонем,
имеющих
акустикоартикуляционное
сходство
(продолжение
оппозиционные звуки): Г) ц-ч
Продолжение. Согласование в числе.
Работа над предложением. Составление простых
распространённых предложений.
Согласование в числе

1

Развитие связной речи

5

Закрепление

2

6
3
3

Уметь правильно узнавать на слух звуки, сходные по
артикуляции; давать сравнительную характеристику звукам,
различать звуки ч-щ в слогах, словах, предложениях устно и на
письме.
Уметь правильно узнавать на слух звуки [ц-ч], сходные по
артикуляции; давать сравнительную характеристику звукам,
писать слова и предложения под диктовку.
Знать, что такое предложение, виды предложений. Уметь
составлять простые и распространённые предложения.
Уметь задавать вопрос от главного слова в словосочетании к
зависимому слову.
Определение границы предложения в тексте. Работа по
сюжетным картинкам. Составление предложений из данных
слов. Увеличение количества слов в предложении. Составление
рассказа по сюжетным картинкам.
Уметь:
- анализировать слова по звуковому составу;
- чисто произносить все звуки речи;
- различать ударные и безударные гласные, парные согласные,
твердые и мягкие, Р-Л, согласные сходные по акустическим
признакам;
- делить слова на слоги, пользоваться переносом;
- выделять предложения из текста;
- определять количество звуков в слове, место звука, пользуясь
числовым рядом;
- ориентироваться в пространстве и времени;
- составлять короткий рассказ по плану;
- восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- сравнивать, классифицировать, обобщать.

8.Материально-техническое и информационное обеспечение
В логопедическом кабинете имеются:
- парты;
- стулья;
- письменный стол (для учителя);
- доска классная;
Мультимедиа оборудование:
-компьютер;
-интерактивная доска;
Демонстрационные материалы:
- плакат «Алфавит»
Материал для работы над звуковой культурой речи
1. Набор пособий для работы над речевым дыханием:
- оборудование для проведения дидактических игр;
- мыльные пузыри;
- картинки-символы для выработки фонационного выдоха.
2. Пособия для работы над ритмической стороной речи.
3. Пособия для работы над просодикой.
4. Пособия для формирования фонематического слуха.
- звучащие игрушки;
-

картинки-символы

звуков

(демонстрационный

и

раздаточный

материал);
Материал для работы над звукопроизношением
1. Альбомы для автоматизации нарушенных звуков.
2. Комплексы артикуляционной гимнастики.
3. Демонстрационные фото артикуляционных упражнений.
4. Картинки-символы артикуляционных упражнений.
5. Картинный и речевой материал для работы над звуко-слоговой
структурой и звуконаполняемостью.
6. Игра «Договори словечко».

7. Пособия по автоматизации звуков.
Материал для работы над внеречевыми процессами
1. Игры и игрушки для развития мелкой моторики.
2. Набор пальчиковых игр.
3. Игры и игрушки для развития внимания, памяти, мышления,
сенсорики.
Материал для работы над словарем
1. Демонстрационные игрушки.
2.

Демонстрационные

(предметные

и

сюжетные)

картинки

по

лексическим темам.
3. Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний»,
«Назови одним словом», «Подбери картинку»).
3.

Материал

для

закрепления

антонимов

(существительные,

прилагательные, наречия, глаголы).
4. Материал для понимания многозначности существительных.
5. Материал для закрепления навыков словообразования
Материал для работы над лексико-грамматическим строем речи
1. Материал для усвоения категории числа («Один - много»).
2. Материал для усвоения категории рода («Какая? Какой? Какое?»).
3. Материал для согласования числительных с существительными.
4. Карточки картинки с заданиями:
- подбор слов антонимов и синонимов;
- образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материал для формирования связной речи
1. Детская литература.
2. Стихи, сказки, загадки, пословицы.
3. Сюжетные картинки.
4. Серии сюжетных картин.
5. Опорные картинки для составления сюжетных рассказов.
6. Сюжетные картинки с проблемным сюжетом.

7. Сюжетные картинки для работы над пониманием текста.
8. Схемы для составления описательных рассказов.
9. Опорные картинки для составления рассказов о временах года.
Материал для коррекции письма и чтения
1. Альбом по теме: «Словообразование», «Предлоги».
2. Веера: «Гласные и согласные», «Звонкие и глухие согласные».
3.

Ефименкова

Л.Н.

«Коррекция

ошибок,

обусловленных

несформированностью фонематического слуха», часть1, часть 2.
4. Индивидуальные карточки и упражнения по темам:
Родственные слова
Антонимы.
Предлоги
Многозначность существительных
Сложные слова
Предложение
Звуки и буквы
Тексты для чтения
5. Демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для
усвоения звуко-слогового анализа.
6. Демонстрационный материал для работы над предложением.
7. Пособия для работы над понятиями «Слог» и «Ударение».
Материал для комплексного обследования
1. Материал для обследования интеллекта:
- счетный материал;
- разрезные картинки;
- картинки-шутки (что неправильно);
- классификация (по цвету, форме, общей принадлежности к одной
категории предметов).
2. Материал для обследования речи:
- Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»;

-

Смирнова

И.А.

«Логопедический

альбом

для

обследования

И.А.

«Логопедический

альбом

для

обследования

письменной речи»
-

Смирнова

звукопроизношения»;
- Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования фонетикофонематической стороны речи».
9. Литература
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной
школе. - М.: Владос, 2002. - 154с.
2. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах
вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1988. - 124с.
3.

Воронкова

В.В.,

Перова

М.Н.

Программы

специальной

(коррекционной) образовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2001.
4. Ефименкова Л.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. -М.: Просвещение, 1992. -76с.
5.

Козырева

Л.М.

Программно-методические

материалы

для

логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия
развития, 2006.
6. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение,
1997.
7. Кобзарева Л.К., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения
и его коррекция. - Воронеж: Творческий центр «Учитель».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».