УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖНЯЯ САЛДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10» ул. Фрунзе, д.11, г. Нижняя Салда, Свердловской области, 624740 Тел.: (34345) 3-09-80; E-mail: schola10NS@yandex.ru; оф. сайт: http://10ns.uralschool.ru Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 12 «__22__»___июня__2023г УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ № 10» Бессонова А.Л._______ Приказ № 58/2-ОД «_22____»__июня 2023г Рабочая программа учебного предмета « Адаптивная физическая культура» в 1-4 классах (АООП образования обучающихся с УО (ИН), вариант 1) г. Нижняя Салда 2023 1. Пояснительная записка. Программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «СОШ №10»; - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Устав МБОУ «СОШ №10»; Учебный план МБОУ «СОШ №10»; локальные нормативные акты МБОУ «СОШ №10». Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Основные задачи изучения предмета: Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания: ― коррекция нарушений физического развития; ― формирование двигательных умений и навыков; ― развитие двигательных способностей в процессе обучения; ― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; ― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности; ― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; ― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; ― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; ― формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; ― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; ― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения; Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает: ― обогащение чувственного опыта; ― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы; ― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. 2. Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура». Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Программой предусмотрены следующие виды работы: ― беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; ― выполнение физических упражнений на основе показа учителя; ― выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; ― самостоятельное выполнение упражнений; ― занятия в тренирующем режиме; ― развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. 3. Описание места учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане. Учебный предмет «Физическая культура» входит в предметную область «Физическая культура», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане в соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено в следующей таблице: Класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Количество учебных недель 33 учебные недели 34 учебные недели 34 учебные недели 34 учебные недели Количество часов в неделю 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа Количество часов за год 99 часа 102 часа 102 часа 102 часа 3. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура». Освоение обучающимися адаптированнойосновной общеобразовательной программы(АООП) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. 3. структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты освоения АООП должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП (вариант 1). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметные результаты целесообразно рассматривать на различных этапах обучения. В реализации АООП МБОУ «СОШ №10» выделено два этапа: I этап ― 1-4 классы; II этап ― 5-9 классы. Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на конец обучения в 9 классе: 1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры); 2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности; 3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта; 4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Физическая культура» на конец обучения в 4 классе: Минимальный уровень: представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень: практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры; самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений. совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому, помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Физическая культура», реализуется программа формирования базовых учебных действий, которая представлена основными составляющими: познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными умениями и навыками (для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций). Результативность овладения базовыми учебными действиями у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на завершающем этапе обучения (IX класс). С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия определяются на I и II этапах обучения. I этап: 1-4 классы Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. На период окончания первого этапа обучения у младших школьников могут быть сформированы следующие личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). 5. Содержание учебного предмета «Физическая культура». Знания о физической культуре Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание. Гимнастика Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста.Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики. Практический материал. Построения и перестроения. Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища;упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками;флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки. Легкая атлетика Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики. Практический материал: Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами. Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег. Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание». Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками. Лыжная подготовка Лыжная подготовка Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника.Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки.Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений. Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение. Игры Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу Практический материал. Подвижные игры: Коррекционные игры; Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе); построениями и пр. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класс № Тема раздела Тема урока Основные виды учебной деятельности обучающихся 1 Основы знаний 2 Ходьба 3 Бег 4 Прыжки 5 Метание час. 22 Легкая атлетика Т/б на уроках физкультуры. Знакомство с т/б на уроках Подготовка спортивной физкультуры. Усвоение сведений 1 формы, переодевание. подготовке спортивной формы, переодевании. Т/б на уроках л/а. Ходьба по Знакомство с т/б на уроках л/а. заданным направлениям в Знакомство с ходьбой по заданным медленном темпе. Ходьба с направлениям в медленном темпе. сохранением правильной Освоение навыков ходьбы с осанки, на носках, на пятках, сохранением правильной осанки, на на внутреннем и внешнем носках, на пятках, на внутреннем и своде стопы. Ходьба в внешнем своде стопы. чередовании с бегом. Освоение навыков ходьбы в чередовании с бегом. Медленный бег с сохранением Знакомство с медленным бегом с правильной осанки, в колонне сохранением правильной осанки, в за учителем с изменением колонне за учителем с изменением направления. Перебежки направления. группами и по одному. Выполнение перебежек группами и по Чередование бега и ходьбы на одному. расстоянии до 30 м. Выполнение бега и ходьбы чередованием на расстоянии до 30 м. Прыжки на двух ногах на Знакомство с прыжками на двух ногах месте. Прыжки на двух ногах на месте. с продвижением вперед, назад, Выполнение прыжков на двух ногах с вправо, влево. Перепрыгивание продвижением вперед, назад, вправо, через начерченную линию, влево. шнур. Перепрыгивание через Освоение навыков перепрыгивания шнур, набивной мяч. Прыжки с через начерченную линию, шнур. ноги на ногу на отрезках до 10 Освоение навыков перепрыгивания м. Подпрыгивание вверх на через шнур, набивной мяч. месте с касанием висящего Выполнение прыжков с ноги на ногу на предмета (мяча). отрезках до 10 м. Подпрыгивание вверх на месте Освоение навыков подпрыгивания с захватом висящего предмета вверх на месте с касанием висящего (мяча).Прыжки в длину с предмета (мяча). места. Знакомство с прыжками в длину с места. Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Гимнастика Подготовкой кистей рук к метанию. на Выполнение упражнений правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Знакомство с приемом и передачей мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Выполнение произвольного метания малых и больших мячей в игре. Освоение навыков бросков и ловли волейбольных мячей. Выполнение метания колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. 18 Основы знаний 1 2 3 Строевые упражнения Знакомство с т/б на уроках гимнастики; 1 понятиями: колонна, шеренга, круг. Освоение навыков построения в колонну по одному, равнению в затылок. Освоение навыков построения в одну шеренгу, равнению по разметке. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Знакомство с командами:«Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!» Знакомство с основными положениями рук, ног, туловища, головы. Выполнение поворотов туловища в стойке ноги врозь, руки на пояс в стороны (медленно и быстро). Знакомство с дыхательными упражнениями. Выполнение упражнений для мышц спины и живота. Выполнение упражнений для мышц рук и плечевого пояса. Выполнение упражнений для мышц ног. Выполнение упражнений для развития мышц кистей рук и пальцев. Выполнение упражнений для формирования правильной осанки. Выполнение упражнений для укрепления голеностопных суставов и стоп. Выполнение упражнений для укрепления туловища, лежа на животе, спине, сидя на г/скамейке, у г/бревна, сидя и стоя. Упражнения с Удерживание г/палки двумя руками гимнастическими палками. хватом сверху и хватом снизу, перед Упражнения с флажками. собой, внизу перед грудью, над головой. Упражнения с малыми Перекладывание палки из одной руки в обручами. другую перед собой. Выполнение Упражнения с малыми мячами. различных и.п. с г/палкой. Поднимание Упражнения с большими рук в стороны, вперед, вверх, круговые мячами. движения стоя на месте и в ходьбе с флажками. Помахивание флажками над головой. Удерживание обруча двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой над головой. Принятие различных и.п. с обручем в руках. Прокатывание обруча и ловля его после прокатывания. Подбрасывание, разбрасывание , собирание малых мячей Прокатывание, ловля после прокатывания Перебрасывание м/мяча с одной руки на другую. Удары м/мяча о пол и ловля его двумя руками. Поднимание большого мяча вперед, вверх, опускание вниз, перекатывание сидя, стоя. Перекладывание б/мяча с одного места на другое. Перекладывание б/мяча с одной ладони на другую. Т/б на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Построение в одну шеренгу, равнение по разметке. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!» Общеразвивающие Основные положения рук, ног, упражнения без туловища, головы. Дыхательные упражнения. предметов Упражнения для мышц спины и живота. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц ног. Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп. Упражнения для укрепления туловища. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами 4 5 6 7 8 9 1 2 3 Броски мяча вверх, удары о пол, о стену и ловля его двумя руками. Элементы Группировка лежа на спине, в Освоение навыков группировки лежа на акробатических упоре стоя на коленях. спине в упоре стоя на Перекаты в положении лежа в коленях.Выполнение перекатов в упражнений разные стороны. положении лежа в разные стороны. Лазанье Передвижение на четвереньках Освоение навыков передвижения на по коридору шириной 20-25 четвереньках по коридору шириной 20см, по г/скамейке. 25 см, по г/скамейке. Произвольное Произвольное лазанье по лазание по г/стенке. Подлезания и г/стенке, не пропуская реек. перелезания через препятствия. Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и г/скамейку. Висы Упор в положении присев и Освоение навыка принятия положения лежа на матах. упора присев и лежа на матах. Равновесие Ходьба по начерченному Освоение навыков ходьбы по коридору шириной 20 см, по начерченному коридору шириной 20 см; доске, положенной на пол. по доске, положенной на пол; стойке на Стойка на носках 3-4 сек. и на носках 3-4 сек. одной ноге. Ходьба по Освоение навыков ходьбы по г/скамейке с различным г/скамейке с различным положением положением рук. рук. Выполнение стойки на носках, на одной ноге. Передача и Переноска мяча 1 кг Освоение навыков переноски мяча 1 кг переноска различными способами. различными способами, г/палок, Переноска г/палок, флажков, флажков, обручей, мячей, г/скамейки, предметов, обручей, мячей, г/скамейки, мата вчетвером. спортивного мата вчетвером. оборудования Упражнения для Построение в круг по Увеличение и уменьшение круга развития ПВД и ориентиру. Ходьба и прыжки движением вперед, назад, в сторону и по ориентирам, начерченным воспроизведение его с закрытыми точности на полу. глазами на ориентир, предложенный движений учителем. Освоение навыков ходьбы по ориентирам, начерченным на полу; выполнение прыжков в длину с места толчком двух ног в начерченный ориентир. 20 Лыжная подготовка Основы знаний Т/б на уроках л/п. Знакомство с т/б на уроках л/п. Подготовка к занятиям на Усвоение сведений об одежде и обуви 1 лыжах. Одежда и обувь лыжника; о прикреплении и снятии лыжника. Прикрепление лыж лыж. Знакомство с элементарными к обуви, снятие лыж. понятиями о ходьбе и передвижении на Элементарные понятия о лыжах. ходьбе и передвижении на лыжах. Подготовка к Построение с лыжами, переход Освоение и закрепление навыков ходьбе на лыжах на учебный круг. построения с лыжами, перехода на Ходьба на месте с учебный круг. Освоение навыков подниманием носков лыж. ходьбы на месте с подниманием носков лыж. Передвижение на Ходьба приставным шагом. Освоение навыков ходьбы приставным, лыжах Ходьба ступающим шагом. ступающим шагом. Выполнение Поворот переступанием вокруг поворотов переступанием вокруг концов концов лыж. Прогулки на лыж. Усвоение навыков совершать лыжах. Катание с небольших прогулки на лыжах. Формирование горок. Передвижение на лыжах навыков катания с небольших Усвоение до 0.5 км за урок. навыков передвижения на лыжах до 0.5 км. Подвижные игры 36 Подвижные игры. 4 Основы знаний. Игры с элементами ОРУ. Коррекционные игры. Игры с бегом, метание и прыжками. Освоение навыков игры. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками и метанием. 1 Т/Б на уроках Знакомство с т/б на уроках по подвижным играм. 2 класс № Тема раздела 1 Основы знаний 2 Ходьба 3 Бег 4 Прыжки 5 Метание Тема урока Основные виды учебной деятельности обучающихся Кол. час. 39 Легкая атлетика Т/б на уроках физкультуры. Знакомство ст/б на уроках физкультуры. Понятие о правильной осанке, Формирование знаний о правильной 1 ходьбе, беге, метании, осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. прыжках. Т/б на уроках л/а. Понятие о Знакомство с т/б на уроках л/а. Усвоение начале ходьбы и бега. Ходьба с сведений о начале ходьбы и бега. изменением скорости. Ходьба с Освоение навыков ходьбы с изменением различным положением рук: на скорости. Освоение навыков ходьбы с пояс, к плечам, перед грудью, различным положением рук: на пояс, к за голову. Ходьба с изменением плечам, перед грудью, за голову. направлений по ориентирам и Освоение навыков ходьбы с изменением командам учителя. Ходьба с направлений по ориентирам и командам перешагиванием через большие учителя. Освоение навыков ходьбы с мячи. Ходьба с перешагиванием через большие мячи. перешагиванием через большие Усвоение навыков ходьбы с высоким мячи с высоким подниманием подниманием бедра. бедра. Ходьба с высоким подниманием бедра. Бег на месте с высоким Усвоение навыков бега на месте с подниманием бедра. Бег на высоким подниманием бедра. Усвоение носках. Бег с преодолением навыков бега на носках. Закрепление простейших препятствий навыков бега с преодолением (канавки, подлезание под сетку, простейших препятствий. Усвоение обегание стойки и т.д.) Бег на навыков бега на скорость 20-30 м. скорость 20-30 м. Медленный Усвоение навыков медленного бега до 1,5 бег до 1,5 минут. Чередование минут. Формирование навыков бега и бега и ходьбы на расстоянии до ходьбы на расстоянии до 40 м. 40 м. Прыжки на одной ноге на Освоение навыков прыжков на одной месте, с продвижением вперед, ноге на месте, с продвижением вперед, в в стороны. Прыжки в стороны. Усвоение навыков глубину с высоты 30-40 см с прыжков в глубину с высоты 30-40 см с мягким приземлением. Прыжки мягким приземлением. Освоение навыков в высоту с шага. Прыжки в прыжков с шага. длину с небольшого разбега. Усвоение навыков прыжков в длину с Прыжки с прямого разбега в небольшого разбега. Усвоение навыков высоту. Метание большого мяча двумя руками из-за головы в парах. Метание большого мяча двумя руками снизу с места в стену. Метание теннисного мяча по горизонтальной цели с места правой и левой рукой. Метание теннисного мяча с места в вертикальную цель правой и левой рукой. Метание теннисного мяча с места одной прыжков с прямого разбега в высоту. Освоение навыков метания большого мяча двумя руками из-за головы в парах. Освоение навыков метания большого мяча двумя руками снизу с места в стену. Освоение навыков метания теннисного мяча по горизонтальной и вертикальной цели с места правой и левой рукой. Усвоение навыков метания теннисного мяча с места одной рукой на дальность. Выполнение бросков н/мяча 1 кг, сидя, из-за головы. рукой на дальность. Броски набивного мяча 1 кг, сидя, из-за головы. Гимнастика Т/б на уроках гимнастики. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя. Выполнение команд. Ознакомление с левой и правой сторонами зала. Ходьба в колонне с левой ноги. Бег в колонне по прямой и со сменой направлений по ориентирам. Перестроение из колонны по одному в круг, двигаясь за учителем. Перестроение из колонны по одному в колонну по двое, взявшись за руки. 1 Основы знаний 2 Строевые упражнения 3 Общеразвиваю щие упражнения без предметов 4 Общеразвиваю щие и корригирующи е упражнения с предметами Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы. Упражнения на дыхание. Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп. Упражнения для укрепления мышц туловища (в положении разгрузки позвоночника). Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения с флажками. С малыми обручами. С малыми мячами. С большими мячами. Элементы Кувырок вперед по наклонному 5 46 Знакомство с т/б на уроках гимнастики; с элементарными сведениями о правильной 1 осанке, равновесии. Освоение навыков построения в шеренгу и равнению по носкам по команде учителя. Формирование знаний о выполнении команд: « Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс стой!», расчету по порядку. Ознакомление с левой и правой сторонами зала. Освоение навыков ходьбы в колонне с левой ноги. Освоение навыков бега в колонне по прямой и со сменой направлений по ориентирам. Перестроение из колонны по одному в круг, двигаясь за учителем; из колонны по одному в колонну по двое, взявшись за руки. Освоение навыков выполнения статических и динамических упражнений для головы, конечностей, туловища. Освоение навыков выполнения дыхательных упражнений. Выполнение упражнений для развития мышц кистей рук и пальцев. Освоение навыков расслабления мышц. Усвоение навыков формирования правильной осанки. Выполнение упражнений для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп. Выполнение упражнений для укрепления мышц туловища (в положении разгрузки позвоночника). Удерживание палки различными способами при ходьбе. Поворачивание палки из горизонтального положения в вертикальное. Подбрасывание и ловля палки. Выполнение ОРУ с флажками в руках на месте и в ходьбе. Приседания с обручем в руках. Прокатывание и ловля обруча. Вращение обруча на правой руке. Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки с удержанием малого мяча. Подбрасывание м/мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками. Удары м/мяча о пол и ловля его двумя руками. Прокатывание м/мяча между ориентирами, по ориентирам. Принимание различных и.п., удерживая большой мяч в руках. Катание мяча сидя в парах, сидя по кругу, стоя на коленях. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками после поворота направо, налево, кругом, после хлопка. Подбрасывание мяча на руке (правой, левой) несколько раз подряд. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе. Удары мяча о пол и ловля его двумя руками. Освоение навыков выполнения акробатических упражнений мату, стойка на лопатках, согнув ноги. 6 Лазание и перелезание Лазанье по наклонной г/скамейке и г/стенке одноименным и разноименным способами. Ползание на четвереньках по кругу с толканием впереди себя набивного мяча, в сторону и на скорость. Подлезание и перелезание через препятствия. Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом 7 Висы 8 Упражнения на равновесие В висе на г/стенке сгибание и разгибание ног. Упор на г/стенке в положении стоя, меняя рейки. Ходьба по г/скамейке с предметами, на носках, с различным положением рук, с перешагиванием через предметы. Ходьба по наклонной г/скамейке. Ходьба по скамейке боком приставными шагами. Ходьба по рейке г/скамейки. Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различным положением рук (3 – 4 с). 9 Переноска грузов и передача предметов Передача и переноска спортивного оборудования различными способами. 10 Упражнения для развития пространственн о-временной дифференциров ки и точности движений Построение в шеренгу с изменением места построения по ориентиру, построение в кругу на определенное место. Ходьба, повороты, прыжки по ориентирам. Изменение направления лазанья по определенным ориентирам. Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира. Выполнение и.п. рук по словесной инструкции учителя. Ходьба с определением интервалов времени. группировки и кувырка вперед. Знакомство с выполнением стойки на лопатках. Освоение навыков лазанья по наклонной г/скамейке одноименным и разноименным способами. То же по гимнастической стенке. Ползание на четвереньках по кругу с толканием впереди себя набивного мяча, в сторону и на скорость. Подлезание под препятствие высотой 30 – 40 см. Перелезание через препятствие высотой до 70 см. Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом (расстояние между скамейками – 20 – 30 см). Сгибание и разгибание ног в висе на г/стенке. Выполнение упора на г/стенке в положении стоя, меняя рейки. Освоение навыков ходьбы по г/скамейке с предметами (мяч, обруч, палка, флаг). Ходьба по скамейке на носках с различными движениями рук. Ходьба по скамейке, с перешагиванием через предметы высотой 10 – 15 см. Ходьба по наклонной скамейке (высота верхнего конца 30 – 40 см). Ходьба по скамейке боком приставными шагами. Ходьба по рейке г/скамейки. Ходьба по полу по начерченной линии. Выполнение стойки на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различным положением рук (3 – 4 с). Освоение навыков передачи большого мяча в колонне по одному сбоку, назад и вперед. Коллективная переноска матов, низкого бревна, скамеек. Переноска двух набивных мячей до 4 кг различными способами (катанием, на руках). Переноска палок от 8 до 10 штук Освоение навыков построения в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта, квадрат). Построение в кругу на определенное место (по ориентирам). Выполнение шагов вперед, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами. Движение в колонне с изменением направлений по ориентирам. Ходьба по ориентирам, начерченным на скамейке. Повороты к ориентирам без контроля зрения в момент поворота. Прыжок в длину с места в обозначенный ориентир и воспроизведение его без контроля зрения. Лазанье по определенным ориентирам с изменением направления. Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира. Поднимание прямых рук вперед, в стороны до определенной высоты и воспроизведение упражнения без контроля зрения. Маршировка на месте 5с., 7с., 9с с определением продолжительности времени. Ходьба в 1 Основы знаний 2 Строевые упражнения 3 Передвижение на лыжах 4 Повороты на лыжах 5 Передвижения обход в колонне до 10 с, вторично до 15 с. с определение интервалов времени (дольше, меньше). 7 Лыжная подготовка Т/б на уроках л/п. Формирование знаний по т/б на уроках лыжной подготовки. Подготовка к 1 занятиям на лыжах. Усвоение сведений об одежде и обуви лыжника. Прикрепление лыж к обуви, снятие лыж. Построение в одну шеренгу с Усвоение навыков построения с лыжами лыжами. Выполнение команд. в шеренгу. Выполнение команд: Передвижение с лыжами в «Становись!», «Разойдись!». Закрепление руках. навыков передвижения с лыжами в руках Передвижение на лыжах друг Освоение навыков передвижения на за другом. лыжах друг за другом по учебной лыжне скользящим шагом. Поворот на месте Освоение навыков поворота на месте переступанием вокруг носков переступанием вокруг носков лыж. лыж. Передвижение на лыжах до Формирование навыков передвижения на на лыжах 600 м за урок. лыжах. Подвижные игры Подвижные игры. Основы знаний Игры с элементами ОРУ. Коррекционные игры. Игры с бегом, метанием и прыжками. Т/б на уроках физкультуры. 13 Освоение навыков игры. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками и метанием. Формирование знаний по т/б на уроках по подвижным играм 1 3 класс № Тема раздела 1 Основы знаний 2 Ходьба 3 Бег Тема урока Основные виды учебной деятельности обучающихся Кол. час. 33 Легкая атлетика Т/б на уроках физкультуры. Усвоение сведений о т/б на уроках 1 физкультуры. Формирование знаний о значении физических упражнений для здоровья человека, названии снарядов и г/элементов. Т/б на уроках л/а. Ходьба в Формирование знаний по т/б на уроках медленном, среднем и быстром л/а. Формирование навыков ходьбы в темпе. Ходьба с выполнением медленном, среднем и быстром темпе. упражнений для рук в Освоение навыков ходьбы с чередовании с другими выполнением упражнений для рук в движениями. Ходьба со сменой чередовании с другими движениями. положений рук – вперед, вверх, Освоение навыков ходьбы со сменой с хлопками и т.д. Ходьба положений рук – вперед, вверх, с шеренгой с контролем и без хлопками и т.д. Освоение навыков контроля зрения. ходьбы шеренгой с контролем и без контроля зрения. Медленный бег до 3 минут. Освоение навыков медленного бега до 3 Понятие высокий старт. Бег в минут. чередовании с ходьбой до 100 Формирование понятия «высокий старт». м. Челночный бег (3×5 м). Бег Закрепление навыков бега в чередовании на скорость до 40 м. с ходьбой до 100 м. Освоение навыков Повторный быстрый бег на челночного бега (3×5 м). Освоение месте 5-8 сек. Бег с высоким навыков бега на скорость до 40 м. подниманием бедра. Бег с Формирование навыков повторного захлестыванием голени назад. быстрого бега на месте 5-8 сек. Освоение 4 Прыжки 5 Метание 1 Основы знаний 2 Строевые упражнения 3 Общеразвива ющие упражнения без предметов Понятие эстафетный бег навыков бега с высоким подниманием (встречная эстафета). бедра. Освоение навыков бега с Встречная эстафета. захлестыванием голени назад. Формирование понятия «эстафетный бег». Освоение навыков бега по встречной эстафете. Прыжки с ноги на ногу с Освоение навыков прыжков с ноги на продвижением вперед на ногу с продвижением вперед на отрезке отрезке 15 м. Прыжки на одной 15 м. Освоение навыков прыжков на ноге с продвижением вперед на одной ноге с продвижением вперед на отрезке 10 м. Прыжки в длину отрезке 10 м. Формирование навыков без учета места отталкивания прыжков в длину без учета места способом «согнув ноги». отталкивания способом «согнув ноги». Ознакомление с прыжком с Ознакомление с прыжком с разбега разбега способом способом «перешагивание». «перешагивание». Прыжки в Формирование навыков прыжков в высоту с разбега способом высоту с разбега способом «перешагивание». «перешагивание». Метание малого мяча с места Освоение навыков метания малого мяча на дальность правой и левой с места на дальность правой и левой рукой. Метание малого мяча с рукой. Освоение навыков метания места в горизонтальную цель малого мяча с места в горизонтальную правой и левой рукой. Метание цель правой и левой рукой. Освоение малого мяча с места в навыков метания малого мяча с места в вертикальную цель правой и вертикальную цель правой и левой рукой. левой рукой. Метание мяча на Формирование навыков метания мяча на дальность отскока от дальность отскока от баскетбольного баскетбольного щита на щита на расстоянии 4-8 м. Формирование расстоянии 4-8 м. Метание навыков метания теннисного мяча на теннисного мяча на дальность с дальность с места. Освоение навыков места. бросков н/мяча 1 кг из-за головы. Броски н/мяча 1 кг из-за головы. 46 Гимнастика Т/б на уроках гимнастики. Формирование знаний по т/б на уроках Элементарные сведения о гимнастики. Формирование сведений о 1 скорости, ритме, темпе, степени скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. мышечных усилий. Построение в колонну, шеренгу Закрепление навыков построения в по инструкции. колонну, шеренгу по инструкции. Выполнение команд. Расчет по Выполнение команд: «Равняйсь!», порядку. Повороты на месте «Смирно!», «Вольно!». Расчет по направо, налево. порядку. Выполнение поворотов на Размыкание и смыкание месте направо, налево. Команды: «Наприставными шагами. пра-во!», «На-ле-во!». Поворот под счет Перестроение из колонны по «Раз», «Два». Освоение навыков одному в колонну по два размыкания и смыкания приставными последовательными шагами. поворотами налево. Освоение навыков перестроения из Ходьба противоходом. колонны по одному в колонну по два Выполнение команд: «Шире последовательными поворотами налево, шаг!», «Реже шаг!» направо по команде: «Налево (направо) по два марш!». Закрепление навыков ходьбы противоходом. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!» Основные положения и Движения руками вперед, вверх в движения рук, ног, туловища, соединении на четыре счета. Круговые головы. Упражнения на движения руками в лицевой и боковой дыхание. Упражнения для плоскости. Повороты туловища налево, укрепления мышц кистей рук и направо с отведением прямых рук назад. пальцев. Упражнения в Наклоны к левой, правой ноге с расслаблении мышц. поворотами туловища. Приседания на Упражнения для формирования всей стопе и на носках, держась руками Общеразвива ющие упражнения без предметов правильной осанки. Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы. Упражнения на дыхание. Упражнения для укрепления мышц кистей рук и пальцев. Упражнения в расслаблении мышц. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для Выполнение на память 3 – 4 ОРУ. Ритмичное дыхание в ходьбе, беге, подпрыгивании. Произвольное изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движений. Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и разгибание на другой в медленном темпе по показу учителя. Отведение и приведение пальцев рук. Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно. Сжимание пальцами кисти малого мяча. Круговые движения кистью вовнутрь, наружу. Маховые движения расслабленной ногой. Выполнение правильной осанки в различных и.п. с небольшим грузом на голове поднимание на носки. Ходьба приставными шагами вперед, в сторону.Движения пальцами ног, стопами с дозированным усилием. Подтягивание стопой веревки, лежащей на полу, поднимание ее над полом, удерживание пальцами ног. Захватывание стопами предметов с подниманием их от пола подбрасыванием вверх. Лежа на спине, на груди, подтягивание на руках, на наклонной гимнастической скамейке. Стоя на четвереньках, наклоны, повороты головы, туловища. Поочередное отведение рук, ног. Напряженное прогибание. Упражнения с Перехваты палки. Подбрасывание и гимнастическими палками. ловля руками палки в вертикальном Упражнения с малыми положении. Перекладывание палки из обручами. Упражнения с одной руки в другую под коленом флажками. Упражнения с поднятой ноги. Выполнение упражнений малыми мячами. Упражнения с с обручем. большими мячами. Упражнения Пролезание в обруч. Перекатывание с набивными мячами. обруча в ходьбе и беге 1 мин. Вращение обруча левой и правой рукой 20 – 30 сек. Поочередное отведение рук вправо-влево с флажками в руках. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля его одной рукой. Подбрасывание мяча одной рукой и ловля его другой. Удары мяча о пол и ловля его одной и двумя руками. Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками после поворота направо, налево, кругом. Перебрасывания мяча в кругу влево, вправо. Удары мяча о пол перед собой позвоночника 4 Общеразвива ющие и корригирующ ие упражнения с предметами за рейку гимнастической стенки. Движения руками вперед, вверх в соединении на четыре счета. Круговые движения руками в лицевой и боковой плоскости. Повороты туловища налево, направо с отведением прямых рук назад. Наклоны к левой, правой ноге с поворотами туловища. Приседания на всей стопе и на носках, держась руками за рейку гимнастической стенки. поочередно правой и левой рукой. Поднимание мяча вперед, вверх, за голову. Перекатывания мяча в парах на расстоянии 2 – 3 м. из положения мяч вперед движения кистей вверх и вниз, влево и вправо. Круговые движения мячом в круговой плоскости. 5 Элементы акробатическ их упражнений Перекаты в группировке. Из Освоение навыков переката в положения лежа на спине группировке. Выполнение из положения «мостик». лежа на спине «мостик». Формирование навыков 2-3-кувырка вперед (строго индивидуально). Лазанье по гимнастической Лазанье по гимнастической стенке, вверх, стенке. Лазанье по стенке в вниз разноименными и одноименными стороны приставными шагами. способами, попеременно приставляя Лазанье по наклонной скамейке сначала руку. Лазанье по стенке в вверх и вниз с переходом на стороны приставными шагами. Лазанье стенку с опорой на колени. по наклонной скамейке вверх и вниз с Лазанье с опорой на стопы и переходом на стенку с опорой на колени. кисти рук. Подлезание и Лазанье с опорой на стопы и кисти рук. перелезание под препятствие Подлезаниепод препятствие высотой 30 высотой 30 – 40 см, – 40 см, ограниченное с боков (стул). ограниченное с боков (стул). Перелезание через препятствие выстой 30 6 Лазанье 7 Висы 8 Равновесие 9 Опорные прыжки Прыжок боком через г/скамейку с опорой на руки. Прыжок в глубину из положения приседа. 10 Передача предметов и переноска груза Передача большого мяча к колонне по одному над головой и между ног. Переноска набивных мячей до 6 кг различными способами. Коллективная переноска гимнастических снарядов. 11 Упражнения для развития пространствен но-временной дифференциро вки и точности движений Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Ходьба до различных ориентиров и повороты без контроля зрения. Принятие и.п. рук с закрытыми глазами по инструкции учителя. Прыжок в высоту до определенного ориентира и в глубину в обозначенное место. Ходьба на месте под счет учителя от 15 до10 с. Вис на г/стенке на согнутых руках. Вис на канате с помощью рук и ног сидя на узле. Упор на г/бревне, на г/скамейке, на г/козле. Равновесие на одной ноге со сменой положения руки и другой ноги. Ходьба и повороты на скамейке с доставанием предметов с пола в приседе и с наклоном. см. Формирование навыков виса на г/стенке на согнутых руках. Освоение навыков виса на канате с помощью рук и ног сидя на узле. Выполнение упора на г/бревне, на г/скамейке, на г/козле. Выполнение упражнений на развитие равновесия: нога вперед, одна рука вперед, другая в сторону, нога в сторону, руки в стороны: нога назад руки вверх. Ходьба по скамейке с доставанием предметов с пола в приседе и с наклоном. Поворот кругом переступанием и вставанием на колено на скамейке. Ходьба по наклонной доске (высота одного конца 50 см ). Ходьба по рейке гимнастической скамейки. Расхождение вдвоем поворотом при встрече на полу. Подготовка к выполнению опорных прыжков. Освоение навыков прыжка боком через г/скамейку с опорой на руки. Формирование навыка прыжка в глубину из положения приседа. Передача большого мяча к колонне по одному над головой и между ног. Переноска трех набивных мячей до 6 кг различными способами. Передача набивных мячей в колонне, шеренге, по кругу. Коллективная переноска гимнастических снарядов. Переноска груза по гимнастической скамейке. Переноска гимнастических палок от 10 до 15 штук. Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Ходьба до различных ориентиров. Ходьба вперед: одна нога идет по скамейке, другая по полу. Повороты направо, налево без контроля зрения. Принятие и.п. рук с закрытыми глазами по инструкции учителя. Сгибание и разгибание туловища до определенной высоты по ориентирам (стоя и лежа ) с контролем и без контроля зрения. Переползание на четвереньках по скамейке с закрытыми глазами. 1 Основы знаний 3 Строевые упражнения 4 5 Передвижение скользящим шагом Подъемы 6 Спуски 7 Передвижения на лыжах Прыжок в высоту до определенного ориентира. Прыжок в глубину в обозначенное место. Дозирование силы удара мячом о пол с таким условием, чтобы он отскочил на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. Ходьба на месте под счет учителя от 15 до10 с, затем маршировать самостоятельно столько же времени и самостоятельно остановиться. Определить самого точного. Ходьба в шеренге до определенной черты (5 – 6 м). Сообщить учащимся время выполнения задания. То же задание выполнить вдвое медленнее. Определить самого точного. 9 Лыжная подготовка Т/б на уроках л/п. Лыжный Формирование знаний по т/б на уроках инвентарь, выбор палок и лыж, л/п., усвоение сведений о лыжном 1 одежда и обувь лыжника. инвентаре, выборе палок и лыж, одежде и обуви лыжника. Построение в шеренгу и Закрепление навыков построения в колонну с лыжами. шеренгу и колонну с лыжами. Выполнение команд. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!» Передвижение скользящим Закрепление навыков передвижения шагом по лыжне. скользящим шагом по лыжне. Подъем ступающим шагом 2030 м. Спуски со склона длиной 20-30 м в основной стойке (4-6 градусов). Передвижения на лыжах до 800 м за урок. Освоение навыков подъема ступающим шагом 20-30 м. Освоение навыков спуска со склона длиной 20-30 м в основной стойке (4-6 градусов). Формирование навыков передвижения на лыжах до 800 м за урок. Подвижные игры Подвижные игры. Основы знаний Игры с элементами ОРУ. Коррекционные игры. Игры с бегом, метанием и прыжками. Т/Б на уроках по подвижным играм Освоение навыков игры. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками и метанием. Формирование знаний по т/б 1 4 класс № Тема раздела 1 Основы знаний 2 Ходьба 3 Бег Тема урока Виды деятельности Легкая атлетика Т/б на уроках физкультуры. Формирование знаний по т/б на уроках физкультуры. Усвоение сведений о значении утренней зарядки. Формирование понятия о предварительной и исполнительной командах. Формирование знаний о предупреждении травм. Т/б на уроках л/а. Ходьба в Формирование знаний по т/б на уроках быстром темпе наперегонки. л/а. Формирование навыков ходьбы в Ходьба в приседе. Ходьба с быстром темпе наперегонки. Освоение различными положениями и навыков ходьбы в приседе. Закрепление движениями рук. Ходьба навыков ходьбы с различными выпадами. Ходьба перекатом с положениями и движениями рук. пятки на носок. Сочетание Освоение навыков ходьбы выпадами. различных видов ходьбы. Освоение навыков ходьбы перекатом с пятки на носок. Сочетание различных видов ходьбы. Понятие низкий старт. Начало Формирование понятия «низкий Кол. час. 4 Прыжки 5 Метание 1 Основы знаний 2 Строевые упражнения 3 Общеразвивающие упражнения без предметов бега с низкого старта. Быстрый старт». Освоение навыков бега с бег на месте до 10 сек. у низкого старта. Закрепление навыков неподвижной опоры. быстрого бега на месте до 10 сек. у Челночный бег (3×10 м). неподвижной опоры. Закрепление Бег с преодолением небольших навыков челночного бега (3×10 м). препятствий на отрезке 30 м. Освоение навыков бега с преодолением Медленный бег до 3 мин. небольших препятствий на отрезке 30м. Закрепление навыков медленного бега до 3 мин. Прыжки с ноги на ногу с Закрепление навыка прыжков с ноги на продвижением вперед на ногу с продвижением вперед на отрезке отрезке до 20 м. до 20 м. Прыжки в длину с разбега Закрепление навыка прыжков в длину с способом «согнув ноги» (зона разбега способом «согнув ноги» (зона отталкивания 60-70 см). отталкивания 60-70 см). Освоение Прыжки в длину с разбега навыка прыжков в длину с разбега способом «согнув ноги» на способом «согнув ноги» на результат от результат от места толчка. места толчка. Закрепление навыка Прыжки в высоту с прямого прыжков в высоту с прямого разбега разбега способом способом «перешагивание» (основное «перешагивание» (основное внимание – мягкому приземлению). внимание – мягкому приземлению). Метание мячей в цель с места Закрепление навыков метания мячей в левой и правой рукой. цель (баскетбольный щит, мишень) с Метание теннисногомяча на места левой и правой рукой. дальность с одного шага по Формирование навыков метания коридору шириной 15 м. теннисного мяча на дальность с одного Броски набивного мяча 1 кг шага по коридору шириной 15 м. различными способами двумя Освоение навыков бросков руками. набивного мяча 1 кг различными способами двумя руками. Гимнастика Т/б на уроках гимнастики. Формирование знаний по т/б на уроках Развитие двигательных гимнастики. Формирование сведений о способностей и физических развитии двигательных способностей и качеств с помощью средств физических качеств с помощью средств гимнастики гимнастики. Сдача рапорта. Поворот кругом Освоение навыков сдачи рапорта. переступанием. Освоение навыков поворота кругом Перестроение из колонны по переступанием. Перестроение из одному в колонну по два в колонны по одному в колонну по два в движении. Ходьба «змейкой». движении с поворотом налево, из Размыкание от середины колонны по два в колонну по одному вправо, влево, на вытянутые разведением и слиянием. Освоение руки приставными шагами, навыков ходьбы «змейкой». Расчет на смыканием «первый-второй-третий», по порядку. Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении с поворотом. Размыкание от середины вправо, влево, на вытянутые руки приставными шагами, смыканием. Основные положения и Ассиметричные движения рук (одна движения рук, ног, головы, вперед, другая в сторону, одна в туловища. Упражнения на сторону, другая на пояс и т.д.). дыхание. Упражнения для Опускание на колено с шагом назад, развития мышц кистей рук и вперед. Медленное опускание на колени пальцев. Упражнения для с поворотом головы направо, налево и расслабления мышц. поднимание с помощью рук. Переход из Упражнения для формирования упора присев в упор лежа, ноги поднять правильной осанки. Упражнения вверх. Наклоны туловища вправо, влево для укрепления мышц в сочетании с движениями рук. голеностопных суставов и стоп. Тренировка дыхания в различных и.п.: Упражнения для мышц туловища. 4 Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами укрепления сидя, стоя, лежа с различными положениями рук, ног, с преобладанием выдоха над вдохом. Правильное дыхание (грудное, диафрагмальное, смешанное) при выполнении упражнений без предмета. Глубокое дыхание с движением рук. Дыхание по подражанию, заданию учителя. Сжимание кистями рук эспандера. Поочередное противопоставление пальцев правой и левой руки. Круговые движения кистями с сжиманием и разжиманием пальцев. Отжимание от стены, скамейки ладонями рук с разведенными в стороны пальцами. Чередование усиленного сжимания мышц рук, ног с последующим расслаблением и потряхиванием конечностями. Напряженное поднимание надплечий с последующим расслабленным опусканием. Ходьба с мешочком или дощечкой на голове, сохраняя правильную осанку. Сохранение осанки в разнообразных движениях и при перемене положения с закрытыми глазами. Ходьба по бревну, по скамейке с сохранением правильной осанки с разнообразными движениями рук, с остановками, перешагиванием через мяч, веревочку, поворотами. Кружение стопами одновременно в левую, правую стороны, передача мяча по кругу ногами, стопы ног обхватывают мяч. Катание мяча одной ногой с прыжками на другой. Наклоны вперед, назад, влево, вправо с движениями рук и положениями рук в различных и.п. повороты туловища налево, направо с движениями рук. Упоры присев, переход из упора присев в упор лежа, седы с различными положениями рук и ног. Выпады влево, вправо, вперед, назад с движениями рук, с хлопками, с касанием носков ног. Упражнения с Наклоны вперед, в стороны с палкой за гимнастическими палками. головой. Подбрасывание и ловля палки Упражнения с обручами. двумя руками хватом сверху. Упражнения с малыми мячами. Подбрасывание и ловля палки одной Упражнения с большими рукой. Ходьба с палкой к плечу. мячами. Упражнения с Перешагивание через палку вперед. набивными мячами 2 кг. Выполнение упражнений из и.п. – палка горизонтально перед грудью. Движение с обручем вперед, вверх, к груди, за голову с чередованием вдоха и выдоха. Наклоны вперед, назад, влево, вправо с различными и.п. обруча. Приседания с обручем с различными движениями обруча. Прыжки: стоя внутри обруча и переступая влево, вправо, вперед, назад – 20 с. Переложить мяч с руки на руку. Бросить мяч о пол и поймать. Перебросить мяч с руки на руку. Подбросить мяч вверх и поймать после отскока о пол. Бросить мяч о пол и поймать поочередно левой и правой 5 Элементы акробатических упражнений 6 Лазанье и перелазание 7 Висы 8 Равновесие рукой снизу и сверху. Попеременные удары мяча левой и правой рукой о пол. Перекладывание мяча с руки в руку (с и.п. – руки в стороны). Подбрасывание мяча вверх одной и двумя руками с последующей ловлей. Подбрасывание мяча вверх с хлопками руками и последующей ловлей. Передача мяча в кругу влево и вправо. Передача мяча в парах. Броски мяча в стену и ловля его. Броски мяча в стену, дать ему упасть на пол, после отскока ловля. Поднять мяч вверх, вперед, влево, вправо. Ходьба в обход с мячом, удерживая у груди и за головой 30 с. Наклоны туловища вперед, влево, вправо с удержанием мяча у груди и за головой. Лежащий мяч слева поднять вверх. Поднять мяч снизу вверх и подняться на носки. Сидя поднять мяч вверх, опустить на пол слева, а затем справа с наклонами туловища. Приседы с мячом с удержанием мяча вверх, вперед, за голову. Перекатывание мяча по полу в парах сидя на полу ноги врозь. Перекатывание мяча по полу между ногами стоя в колонне. Передача мяча сверху двумя руками в колонне. Кувырок назад, комбинация из Формирование навыков кувырков кувырков, «мостик» с помощью назад. Выполнение комбинаций из учителя. кувырков. Выполнение «мостика» с помощью учителя. Лазанье по гимнастической Лазанье по гимнастической стенке стенке, понаклонной вверх и вниз разноименным способом с г/скамейке. Подлезание и одновременной перестановкой руки и перелезания через препятствия. ноги. Лазанье по наклонной скамейке Вис, раскачивание, под углом 50 градусов вверх и вниз на произвольное лазание по четвереньках разноименным способом. канату. Подлезание под препятствия высотой до 1 м. Перелезание через бревно, конь, козел. Вис на канате, опираясь ступнями на узел. Раскачивание на канате, сидя на узле. Вис на рейке на руках: девочки висят в течение 5 – 10 с, мальчики – 15 – 25 с. Освоение навыков произвольного лазания по канату по 3 – 4 м. Вис на рейке г/стенки на время, Формирование навыков виса на рейке на канате с раскачиванием. г/стенки на время, на канате с Подтягивание в висе на канате. раскачиванием. Подтягивание в висе на канате, стоя на полу ноги врозь. Равновесие на одной ноге на Выполнение упражнений на развитие полу («ласточка») с опорой 2 – равновесия: Равновесие на одной ноге 3 с. Ходьба и поворот на на полу («ласточка») с опорой 2 – 3 с. скамейке. Совершенствование ранее изученных Ходьба по бревну с различным способов равновесия на скамейке, положением рук. добавляя движения руками (ходьба с предметами, бросание и ловля мяча, преодоление простейших препятствий). Ходьба по скамейке парами и группами. Поворот кругом на скамейке на одной 9 Опорные прыжки 10 Передача предметов и переноска груза 11 Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений 1 Основы знаний 3 Попеременный двухшажный ход 4 Подъемы ноге с шагом другой вперед. Расхождение вдвоем поворотом при встрече на скамейке. Ходьба по наклонной скамейке (50 см). Ходьба по бревну с различным положением рук. Прыжки в глубину. Прыжок Закрепление навыков прыжков в боком через скамейку. глубину из приседа и шагом вперед с Опорный прыжок через козла. правильным приземлением (60 – 70 см). Освоение навыков прыжков боком через скамейку с опорой на руки и толчком двух ног. Освоение навыков опорного прыжка через козла: наскок в упор на колени, соскок с колен поворотом направо (налево) с опорой на одну руку. В упор стоя на коленях на козла с последующим переходом в упор присев и соскок прогнувшись. Переноска набивных мячей, Переноска на расстояние 10 – 15 м 20 – 25 палок, козла. одного-двух набивных мячей весом до 5 кг. Переноска 20 – 25 палок. Переноска козла (4 человека). Построение в шеренгу, колонну Построение в шеренгу, колонну с с изменением места изменением места построения по построения. словесному указанию учителя (в Ходьба и бег между квадрат, в круг). Ходьба между различными ориентирами. различными ориентирами. Два поворота один за другим направо Бег по начерченным на полу (налево) без контроля зрения. Бег ориентирам. по начерченным на полу ориентирам. Выполнение и.п. по показу и Выполнение и.п. по показу и инструкции учителя. инструкции учителя: ноги на ширине ступни, на ширине плеч, шире плеч. Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам. Прыжки в высоту до определенного ориентира с контролем и без контроля зрения. Изменение способа лазания по стенке у определенных ориентиров. Броски мяча в стену с отскоком его в обозначенное место. Ходьба на месте от 5 до 15 с. Повторить задание и самостоятельно остановиться. Определить самого точного. Ходьба в колонне приставными шагами до определенного ориентира (5 – 6 м) с определением затраченного времени. Лыжная подготовка Т/б на уроках л/п. Формирование знаний по т/б на уроках Предупреждение травм и л/п. Усвоение сведений о обморожений. Выполнение предупреждении травм и обморожений. команд. Выполнение команд в строю: «Лыжи взять», «Лыжи положить». Попеременный двухшажный Формирование теоретических знаний о ход. выполнении попеременного двухшажного хода. Освоение навыков выполнения попеременного двухшажного хода. Подъем «елочкой». Освоение навыков выполнения подъема Подъем «лесенкой». «елочкой». Освоение навыков выполнения подъема «лесенкой». 5 Спуски Спуск в высокой стойке со склона 4-6˚ длиной 30-40 м. 6 Передвижения на лыжах Повторное передвижение в быстром темпе. Передвижение на лыжах до 1,5 км за урок. 1 Пионербол Игры Передача мяча двумя руками от груди. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Подача мяча одной рукой снизу. Учебная игра. Освоение навыков выполнения спуска в высокой стойке со склона 4-6˚ длиной 30-40 м. Освоение навыков повторного передвижения в быстром темпе на отрезках 30-40 м (3-5 повторений за урок). Освоение навыков передвижения на лыжах до 1,5 км за урок. Усвоение навыков передачи мяча двумя руками от груди. Освоение навыков ловли мяча двумя руками на месте на уровне груди. Формирование сведений о подачи мяча одной рукой снизу. Учебная игра. 7. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности Материально-техническое оснащение учебного предмета «Физическая культура» включает спортивный инвентарь: Маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи металлические и пластмассовые, флажки, ленты, скакалки, гимнастические коврики, массажеры для ног и для туловища, гимнастические палки, гимнастический конь, гимнастический козел, бревно напольное гимнастическое(перевернутая скамейка), футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжные комплекты, клюшки, шайбы, щитки футбольные, сетка волейбольная, сетки для мини-футбола, футбольная форма, перчатки вратаря, сетки баскетбольных колец, канат, мячи набивные, мячи для метания, ракетки, сетки и мячи для настольного тенниса, теннисные столы, секундомер, свисток, табло перекидное, турники, стойки для прыжков в высоту, гранаты для метания, рулетка 5 м, кольца для метания, эстафетные палочки, мешочки с песком, гантели. Мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, стулья, стол. Учебно-методический комплект: 1. Учебно-методическое пособие: Г.П.Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего образования-М.: ТЦ Сфера, 2003. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва «Просвещение»2013г. Детские подвижные игры В.И.Гриш. Новосибирск 1992г. Школа физкультминуток(соответствует ФГОС) В.И.Коваленко. ООО «Вако», 2014г. Печатные пособия: Расскажите детям об олимпийских чемпионах (карточки для занятий), Дидактический материал: Летние виды спорта(познавательная информация). Технические средства: ноутбук.