Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития 1. Место учебного предмета в учебном плане Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» для учащихся 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «СОШ № 10», примерной программы начального общего образования. В соответствии с учебным планом и примерной программой предмет изучается в 4 классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов. 2. Цель. Курс направлен на достижение следующих целей: формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка Задачи: формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку и речевому творчеству; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка; 3. Структура курса Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание. В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность обучающихся». 4.Основные образовательные технологии развивающее обучение дифференцированное обучение игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность). личностно – ориентированные технологии групповые и коллективные способы обучения исследовательские методы обучения здоровье - сберегающие технологии технология обучение на проблемно – поисковой основе информационные технологии 5. Требования к результатам освоения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: отличать подготовленную и неподготовленную речь; осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации; знать особенности диалога и монолога; знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Обучающийся получит возможность научиться: называть свои речевые роли в разных ситуациях общения; приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях; устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко; оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения; определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта 6. Общая трудоемкость курса В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском ) языке» в 4 классе отводится 17 часов 7. Формы оценивания. Оценка качества освоения программы включает текущую аттестацию. 8. Составители программы: …… Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1– 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Предметная линия учебников "Школа России". 1. Место учебного предмета в учебном плане Адаптированнаяобразовательная программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья. Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития и авторской программы курса «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России», М.Просвещение,2019) Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных действий.Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании. Курс«Литературноечтение»рассчитанна506 ч.В1классена изучениелитературногочтенияотводится40ч (4чвнеделю,10учебных недель)и92часавпериодобучения грамоте (23 недели), во2– 3классахпо136ч(4чвнеделю,34учебные неделив каждомклассе), в 4 классе-102ч (3ч в неделю) 2. Цель курса: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; Структура курса • • • • • обучение грамоте виды речевой и читательской деятельности круг детского чтения литературоведческая пропедевтика творческая деятельность учащихся 4. Основные образовательные технологии • развивающее обучение • дифференцированное обучение • игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность). • личностно – ориентированные технологии • групповые и коллективные способы обучения • исследовательские методы обучения • здоровье - сберегающие технологии • технология обучение на проблемно – поисковой основе • информационные технологии • проекты Формы работы с детьми, испытывающими трудности: индивидуальный подход, предотвращение наступления утомляемости, активизация познавательной деятельности, обогащение знаниями об окружающем мире, проявление педагогического такта. 5. Требования к результатам освоения программы. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 6. Общая трудоемкость курса В соответствии с учебным планом на изучение курса «Литературное чтение» в 1-4 классах отводится 506 часов 7.Формы оценивания Форма текущего контроля: тестовые, проверочные, контрольные работы Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы по проверке навыка чтения и работы с текстом 8. Составитель программы Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Математика» для учащихся 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Предметная линия учебников "Школа России". 1. Место учебного предмета в учебном плане Адаптированная образовательная программа по математике для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития и авторской программы курса «Математика» 1- 4 классы, авт. М.И. Моро и др. (УМК «Школа России»» М.: «Просвещение», 2019г.). Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных действий.Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Адаптация для специфических образовательных потребностей к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения, в тематическом планировании, способах взаимодействия с учащимися На изучение математики в каждом классе отводится 4 часа в неделю: в первом классе – 132 часа (33 учебные недели), во 2-4 классах – по 136 часов (34 учебные недели в каждом классе). 3. Цель. Основными целями начального обучения математике являются: • Математическое развитие младших школьников: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления. воображения. Обеспечение первоначальных сведений о компьютерной грамотности • Формирование системы начальных математических знаний • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности 3.Структура курса Основные разделы курса: Числа и величины • Арифметические действия • Работа с текстовыми задачами • Пространственные отношения • Геометрические фигуры и величины • Работа с информацией 4.Основные образовательные технологии развивающее обучение дифференцированное обучение игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность). личностно – ориентированные технологии групповые и коллективные способы обучения исследовательские методы обучения здоровье - сберегающие технологии технология обучение на проблемно – поисковой основе информационные технологии Формы работы с детьми, испытывающими трудности: -индивидуальный подход, - предотвращение наступления утомляемости, - активизация познавательной деятельности, - обогащение знаниями об окружающем мире, - проявление педагогического такта. 5.Требования к результатам освоения курса «Математика» Предметные результаты 1. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. 2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. 3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач. 4. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. 5. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере) 6. Общая трудоемкость курса В соответствии с учебным планом на изучение курса «Математика» в 1-4 классах отводится 540 часов 7. Формы оценивания. Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию. Форма текущей аттестации: тесты,проверочные, контрольные работы и комплексные работы.Форма промежуточной аттестации: контрольная работа В 1 классе - безотметочное обучение 8. Составитель программы: Аннотация к адаптированной рабочей программе по курсу «Окружающий мир» для учащихся 1– 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Предметная линия учебников "Школа России". 1. Место учебного предмета в учебном плане Адаптированная образовательная программа по окружающему миру предназначена для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития и авторской программы курса «Окружающий мир» 1-4 классы А.А. Плешакова (УМК «Школа России» М.: Просвещение, 2019г.). Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных действий. Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Специфические образовательные потребности учащихся к изучению предмета раскрываются в соответствующих разделах пояснительной записки, учитываются в распределении учебного содержания по годам обучения, в календарно-тематическом планировании, формах и приёмах работы с учащимися. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. 1 класс – 66 часов (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 68 часов (34 учебные недели). 2. Цель курса: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. 3. Структура курса • человек и природа: • человек и общество; • правила безопасной жизни 4. Основные образовательные технологии • • • • • • • • учебно- исследовательской деятельность проектной деятельность групповая деятельность здоровье - сберегающие технологии развивающее обучение дифференцированное обучение игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность) личностно – ориентированное обучение Формы работы с детьми, испытывающими трудности: индивидуальный подход, предотвращение наступления утомляемости, активизация познавательной деятельности, обогащение знаниями об окружающем мире, проявление педагогического такта. 5. Требования к результатам освоения программы Предметные 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. сполучением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 6. Общая трудоемкость курса В соответствии с учебным планом курс «Окружающий мир » в 1-4 классах рассчитан на 270 часов 7.Формы оценивания. Для текущего и тематического контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени. Проверочные работы тестового характера проводятся в конце каждой темы. Форма промежуточной аттестации: тест В 1 классе - безотметочноеобучении 8. Составитель программы: Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Предметная линия учебников "Школа России". 1. Место учебного предмета в учебном плане Адаптированная образовательная программа по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития и авторской программы курса «Русский язык » 1- 4 класс , Канакиной В.П.. Горецкого В.Г (УМК «Школа России» М.: Просвещение, 2019г.). Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных действий. На изучение русского языка в 1 классе отводится — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Адаптация к специфическим для варианта 7.1 образовательным потребностям учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения. календарнотематическом планировании, формах работы с учащимися,спытывающими трудности в усвоении программы 2. Цель Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека 3.Структура курса Основные разделы программы: • Обучение грамоте • Фонетика и орфоэпия • Графика • Лексика • Состав слова • Морфология • Синтаксис • Орфография и пунктуация • Развитие речи • Текст 4. Основные образовательные технологии • развивающее обучение • дифференцированное обучение • игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность). • личностно – ориентированные технологии • групповые и коллективные способы обучения • исследовательские методы обучения • здоровье - сберегающие технологии • технология обучение на проблемно – поисковой основе • информационные технологии • проекты Формы работы с детьми, испытывающими трудности: -индивидуальный подход, - предотвращение наступления утомляемости, - активизация познавательной деятельности, - обогащение знаниями об окружающем мире, - проявление педагогического такта. 5.Требования к результатам освоения программы. Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. 6. Общая трудоемкость курса В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык » в 1-4 классах отводится 675 часов 7. Формы оценивания Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию. Форма текущей аттестации: тесты, проверочные работы, диктанты. Форма промежуточной аттестации: диктант с грамматическим заданием В 1 классе - безотметочное обучение. 8. Составитель программы: Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Музыка» для учащихся 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития 1. Место учебного предмета в учебном плане. Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО учащихся с ограниченными возможностями здоровья, (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования учащихся с задержкой психического развития с учетом примерной программы НОО по музыке, на основе авторской программы УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.1-4 классы» издательства «Просвещение», 2018 года издания, включенной в приказ об утверждении федерального перечня учебников. На изучение учебного предмета «Музыка» в каждом классе отводится 1 час в неделю: В 1 классе – 33 часа (33 учебные недели), во 2-4 классах – по34 часа (34 учебные недели в каждом классе). Коррекционная работа ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Реализацией АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение учащегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого учащегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Цели программы: - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; - развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; - обогащение знаний о музыкальном искусстве; - овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация). Задачи программы: - развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям; - понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания; - освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов); - изучение особенностей музыкального языка; - формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей. 2. Структура курса Основное содержание образования в начальной школе представлено в примерной программе по музыке следующими содержательными разделами: «Музыка в жизни человека» (30 часов), «Основные закономерности музыкального искусства» (60 часов), «Музыкальная картина мира» (30 часов). Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Виды музыкальной деятельности разработаны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на детских музыкальных инструментах; инсценирование песен. Освоение элементов музыкальной грамоты. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. № п/п Разделы, темы Классы 1 1 «Музыка вокруг нас» 16 2 «Музыка и ты» «Россия – родина моя» «День, полный событий» «О России петь – что стремиться в храм» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» «В музыкальном театре» «В концертном зале» «Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье» Итого: 135 часов 17 3 4. 5 6 7 8 9 33 2 3 4 3 6 5 4 5 5 6 34 5 4 4 4 6 6 5 34 3 6 4 3 6 5 7 34 3. Основные образовательные технологии. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов направлена на формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни через осознанное использование учащимися на уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относятся дыхательная гимнастика, тонирование, ритмотерапия, движения под музыку, релаксация. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов направлена на формирование проектно-исследовательской деятельности через разработку информационных и творческих проектов, таких как: виртуальный музей музыкальных инструментов, музыкальный фестиваль нашего класса, музыкальный журнал класса, постановка музыкального спектакля, мой музыкальный портрет, моя музыкальная коллекция и т.д. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов направлена на формирование универсальных учебных действий, в поурочном планировании представленасвязь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета через характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Формирование ИКТкомпетентности учащихся происходит через создание музыкальных и звуковых сообщений с использованиемзвуковых и музыкальных редакторов; клавишных и кинестетических синтезаторов; с использованием возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством. 4. Требования к результатам освоения программы. Предметные результаты освоения программы должны отражать: - сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; - сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах. Предметные результаты по видам деятельности учащихся В результате освоения программы учащиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкальноисполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности учащихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит учащимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона. Слушание музыки Учащийся: Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования. Хоровое пение Учащийся: Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия. Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле) Учащийся: Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора. Основы музыкальной грамоты Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий: Звук. Свойства музыкального звука:высота,длительность,тембр,громкость. Мелодия. Типы мелодического движения.Интонация.Начальное представление о клавиатуре фортепиано(синтезатора).Подбор по слухупопевок и простых песен. Метроритм. Длительности:восьмые,четверти,половинные.Пауза.Акцент в музыке:сильная и слабая доли.Такт.Размеры: 2/4; 3/4; 4/4.Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении. Лад: мажор,минор;тональность,тоника. Нотная грамота. Скрипичный ключ,нотный стан,расположение нот в объеме первой-второй октав,диез,бемоль.Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия:мажорное и минорное.Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях,песнях иаккомпанементах, произведениях для слушания музыки. Музыкальные жанры. Песня,танец,марш.Инструментальный концерт.Музыкально-сценические жанры:балет,опера,мюзикл. Музыкальные формы. Виды развития:повтор,контраст.Вступление,заключение.Простые двухчастная и трехчастная формы,куплетная форма, вариации, рондо. В результате изучения музыки на уровне начального общего образования учащийся получит возможность научиться: - реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); - организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать; - использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; - владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; - адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). 5. Общая трудоемкость курса Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане. Предмет изучается в 1-4 классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классе). 7.Формы оценивания. Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию. Форма промежуточной аттестации - интегрированный зачет. 8. Составитель программы. Рабочую программу составила учитель музыки Медведева И.---., на основе программы «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2018г. .