Аннотации .НОО ЗПР 7.1

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение на
родном языке (русском)» для учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья,
имеющих задержку психического развития
1. Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение на
родном языке» для учащихся 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку
психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития МБОУ «СОШ № 10», примерной программы начального общего образования.
В соответствии с учебным планом и примерной программой предмет изучается в 4 классе 0,5 часа в
неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов.
2. Цель.
Курс направлен на достижение следующих целей:
 формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания.
 формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
 воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка
Задачи:

формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а
через него – к родной культуре;
 формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку и
речевому творчеству;
 обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;
3. Структура курса
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного
курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него
содержанием, но при этом не дублирует это содержание.
В содержании программы выделены следующие разделы:
«Виды речевой и читательской деятельности»,
«Круг детского чтения»,
«Литературоведческая пропедевтика»,
«Творческая деятельность обучающихся».
4.Основные образовательные технологии
 развивающее обучение
 дифференцированное обучение
 игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
 личностно – ориентированные технологии
 групповые и коллективные способы обучения
 исследовательские методы обучения





здоровье - сберегающие технологии
технология обучение на проблемно – поисковой основе
информационные технологии

5. Требования к результатам освоения предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке»
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:










отличать подготовленную и неподготовленную речь;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для
успешного общения;
знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение
ненужного, вставка и т.д.);
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной
задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:










называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов
искусства;
приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения,
дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное
произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя
прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том
числе и в виде мультимедийного продукта

6. Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском )
языке» в 4 классе отводится 17 часов
7. Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую аттестацию.

8. Составители программы: ……

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету
«Литературное чтение» для учащихся 1– 4 классов с ограниченными возможностями
здоровья, имеющих задержку психического развития. Предметная линия учебников
"Школа России".
1. Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированнаяобразовательная программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 – 4
классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья.
Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598),
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития и авторской программы курса «Литературное
чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России», М.Просвещение,2019)
Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных
действий.Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом
особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1
образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного
содержания по годам обучения и в тематическом планировании.
Курс«Литературноечтение»рассчитанна506 ч.В1классена изучениелитературногочтенияотводится40ч
(4чвнеделю,10учебных недель)и92часавпериодобучения грамоте (23 недели), во2–
3классахпо136ч(4чвнеделю,34учебные неделив каждомклассе), в 4 классе-102ч (3ч в неделю)
2. Цель курса:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными
видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной
читательской деятельности;
Структура курса
•
•
•
•
•

обучение грамоте
виды речевой и читательской деятельности
круг детского чтения
литературоведческая пропедевтика
творческая деятельность учащихся

4. Основные образовательные технологии
• развивающее обучение
• дифференцированное обучение
• игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
• личностно – ориентированные технологии
• групповые и коллективные способы обучения
• исследовательские методы обучения
• здоровье - сберегающие технологии
• технология обучение на проблемно – поисковой основе

• информационные технологии
• проекты
Формы работы с детьми, испытывающими трудности:
индивидуальный подход,
предотвращение наступления утомляемости,
активизация познавательной деятельности,
обогащение знаниями об окружающем мире,
проявление педагогического такта.
5. Требования к результатам освоения программы.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать
в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
6. Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Литературное чтение» в 1-4 классах отводится
506 часов
7.Формы оценивания
Форма текущего контроля: тестовые, проверочные, контрольные работы
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы по проверке навыка чтения и
работы с текстом
8. Составитель программы
Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету
«Математика» для учащихся 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья,
имеющих задержку психического развития. Предметная линия учебников "Школа
России".
1. Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная образовательная программа по математике для учащихся 1 – 4 классов с
ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с

задержкой психического развития и авторской программы курса «Математика» 1- 4 классы, авт.
М.И. Моро и др. (УМК «Школа России»» М.: «Просвещение», 2019г.).
Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных
действий.Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых
образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Адаптация для
специфических образовательных потребностей к изучению предмета раскрывается в соответствующих
разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам
обучения, в тематическом планировании, способах взаимодействия с учащимися
На изучение математики в каждом классе отводится 4 часа в неделю:
в первом классе – 132 часа (33 учебные недели), во 2-4 классах – по 136 часов (34 учебные недели в
каждом классе).
3. Цель.
Основными целями начального обучения математике являются:
• Математическое развитие младших школьников: развитие математической речи, логического и
алгоритмического мышления.
воображения. Обеспечение первоначальных сведений о
компьютерной грамотности
• Формирование системы начальных математических знаний
• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
3.Структура курса
Основные разделы курса:
Числа и величины
• Арифметические действия
• Работа с текстовыми задачами
• Пространственные отношения
• Геометрические фигуры и величины
• Работа с информацией
4.Основные образовательные технологии
 развивающее обучение
 дифференцированное обучение
 игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
 личностно – ориентированные технологии
 групповые и коллективные способы обучения
 исследовательские методы обучения
 здоровье - сберегающие технологии
 технология обучение на проблемно – поисковой основе
 информационные технологии
Формы работы с детьми, испытывающими трудности:
-индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- проявление педагогического такта.
5.Требования к результатам освоения курса «Математика»
Предметные результаты

1. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных
отношений.
2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи
и выполнения алгоритмов.
3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач.
4. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
5. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре,
работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере)
6. Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Математика» в 1-4 классах отводится 540
часов
7. Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию.
Форма текущей аттестации: тесты,проверочные, контрольные работы и комплексные работы.Форма
промежуточной аттестации: контрольная работа
В 1 классе - безотметочное обучение
8. Составитель программы:

Аннотация к адаптированной рабочей программе по курсу «Окружающий мир» для
учащихся 1– 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку
психического развития. Предметная линия учебников "Школа России".
1. Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная образовательная программа по окружающему миру предназначена для учащихся 1
– 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития.
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития и авторской программы курса «Окружающий мир» 1-4 классы А.А.
Плешакова (УМК «Школа России» М.: Просвещение, 2019г.).
Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных
действий.
Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых
образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Специфические образовательные потребности учащихся к изучению предмета раскрываются в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитываются в распределении учебного
содержания по годам обучения, в календарно-тематическом планировании, формах и приёмах
работы с учащимися.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. 1
класс – 66 часов (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 68 часов (34 учебные недели).
2. Цель курса: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребенком личного
опыта общения с людьми, обществом и природой.
3. Структура курса
• человек и природа:
• человек и общество;
• правила безопасной жизни
4. Основные образовательные технологии
•
•
•
•
•
•
•
•

учебно- исследовательской деятельность
проектной деятельность
групповая деятельность
здоровье - сберегающие технологии
развивающее обучение
дифференцированное обучение
игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность)
личностно – ориентированное обучение

Формы работы с детьми, испытывающими трудности:
индивидуальный подход,
предотвращение наступления утомляемости,
активизация познавательной деятельности,
обогащение знаниями об окружающем мире,
проявление педагогического такта.
5. Требования к результатам освоения программы
Предметные
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт,
сравнение, классификация и др. сполучением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6. Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом курс «Окружающий мир » в 1-4 классах рассчитан на 270 часов
7.Формы оценивания.
Для текущего и тематического контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной
области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы,

которые не требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени. Проверочные работы тестового
характера проводятся в конце каждой темы.
Форма промежуточной аттестации: тест
В 1 классе - безотметочноеобучении
8. Составитель программы:
Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Русский
язык» для учащихся 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих
задержку психического развития. Предметная линия учебников "Школа России".
1. Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная образовательная программа по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов с
ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития и авторской программы курса «Русский язык » 1- 4 класс , Канакиной В.П..
Горецкого В.Г (УМК «Школа России» М.: Просвещение, 2019г.).
Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных
действий.
На изучение русского языка в 1 классе отводится — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во
2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в
каждом классе).
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых
образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Адаптация к специфическим для варианта 7.1
образовательным потребностям учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной
записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения. календарнотематическом планировании, формах работы с учащимися,спытывающими трудности в усвоении
программы
2. Цель
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека
3.Структура курса
Основные разделы программы:
• Обучение грамоте
• Фонетика и орфоэпия
• Графика
• Лексика
• Состав слова
• Морфология
• Синтаксис

• Орфография и пунктуация
• Развитие речи
• Текст
4. Основные образовательные технологии
• развивающее обучение
• дифференцированное обучение
• игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
• личностно – ориентированные технологии
• групповые и коллективные способы обучения
• исследовательские методы обучения
• здоровье - сберегающие технологии
• технология обучение на проблемно – поисковой основе
• информационные технологии
• проекты
Формы работы с детьми, испытывающими трудности:
-индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- проявление педагогического такта.
5.Требования к результатам освоения программы.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении
несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных
и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и
графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах
языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические
категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
6. Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык » в 1-4 классах отводится 675
часов
7. Формы оценивания
Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию.
Форма текущей аттестации: тесты, проверочные работы, диктанты.
Форма промежуточной аттестации: диктант с грамматическим заданием

В 1 классе - безотметочное обучение.
8. Составитель программы:

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Музыка» для
учащихся 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку
психического развития
1. Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство».
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными
возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена в соответствии с
требованиями ФГОС НОО учащихся с ограниченными возможностями здоровья, (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования учащихся с задержкой психического
развития с учетом примерной программы НОО по музыке, на основе авторской программы УМК
Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.1-4 классы» издательства «Просвещение», 2018 года издания,
включенной в приказ об утверждении федерального перечня учебников.
На изучение учебного предмета «Музыка» в каждом классе отводится 1 час в неделю:
В 1 классе – 33 часа (33 учебные недели), во 2-4 классах – по34 часа (34 учебные недели в каждом
классе).
Коррекционная работа ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы
коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Реализацией АООП НОО обучающихся с
ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение учащегося, согласованная работа учителя
начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание
которой для каждого учащегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Цели программы:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного
и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной
культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение,
слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое
движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет,
симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности
(сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
2. Структура курса
Основное содержание образования в начальной школе представлено в примерной программе по
музыке следующими содержательными разделами: «Музыка в жизни человека» (30 часов), «Основные
закономерности музыкального искусства» (60 часов), «Музыкальная картина мира» (30 часов). Музыка
в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление

человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера
человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии
музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность,
маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и
поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации.
Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом
постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора,
музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной
академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в
мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога»,
по выражению народного художника России Б.М. Неменского, мир культуры других народов. Это
оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и
нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как
синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории,
отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных
фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования
музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной
традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать
духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального
искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире,
специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения интонационно-временную
природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия
музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения
личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б.
Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная
значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство
деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность,
опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует
музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разработаны и направлены на реализацию принципов
развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и
того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В
сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое пение, пластическое
интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на детских музыкальных инструментах;
инсценирование песен. Освоение элементов музыкальной грамоты.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства,
которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст
уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и
изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона,
усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития
музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность
индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных
музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности
музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей,
«внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися
подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной
деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных

инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации
музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,
импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся
музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
№
п/п Разделы, темы

Классы
1

1

«Музыка вокруг нас»

16

2

«Музыка и ты»
«Россия – родина моя»
«День, полный событий»
«О России петь – что стремиться в храм»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
«В музыкальном театре»
«В концертном зале»
«Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье»
Итого: 135 часов

17

3
4.
5
6
7
8
9

33

2

3

4

3
6
5
4
5
5
6
34

5
4
4
4
6
6
5
34

3
6
4
3
6
5
7
34

3. Основные образовательные технологии.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов направлена на формирование
культуры, здорового и безопасного образа жизни через осознанное использование учащимися на
уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относятся дыхательная гимнастика,
тонирование, ритмотерапия, движения под музыку, релаксация.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов направлена на формирование
проектно-исследовательской деятельности через разработку информационных и творческих проектов,
таких как: виртуальный музей музыкальных инструментов, музыкальный фестиваль нашего класса,
музыкальный журнал класса, постановка музыкального спектакля, мой музыкальный портрет, моя
музыкальная коллекция и т.д.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов направлена на формирование
универсальных учебных действий, в поурочном планировании представленасвязь универсальных
учебных действий с содержанием учебного предмета через характеристики личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Формирование ИКТкомпетентности учащихся происходит через создание музыкальных и звуковых сообщений с
использованиемзвуковых и музыкальных редакторов; клавишных и кинестетических синтезаторов; с
использованием возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.
4. Требования к результатам освоения программы.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации,
создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности учащихся
В результате освоения программы учащиеся должны научиться в дальнейшем применять
знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкальноисполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности учащихся
основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности

школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры,
развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и
самореализации. Освоение программы позволит учащимся принимать активное участие в
общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Учащийся:
Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы
музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах
музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного,
джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров
и отдельных инструментов.
Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских,
мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического,
церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере,
мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах
развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной
классики.
Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений,
пластического интонирования.
Хоровое пение
Учащийся:
Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их
образным строем и содержанием.
Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое
дыхание.
Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в
зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным
звуком.
Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит
согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Учащийся:
Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте,
синтезаторе, народных инструментах
и др.
Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет
основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые
возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
Звук. Свойства музыкального звука:высота,длительность,тембр,громкость.
Мелодия. Типы мелодического движения.Интонация.Начальное представление о клавиатуре
фортепиано(синтезатора).Подбор по слухупопевок и простых песен.

Метроритм. Длительности:восьмые,четверти,половинные.Пауза.Акцент в музыке:сильная и
слабая доли.Такт.Размеры: 2/4; 3/4; 4/4.Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей,
пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и
аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
Лад: мажор,минор;тональность,тоника.
Нотная грамота. Скрипичный ключ,нотный стан,расположение нот в объеме первой-второй
октав,диез,бемоль.Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших
попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и
оркестровых партий.
Интервалы в пределах октавы. Трезвучия:мажорное и минорное.Интервалы и трезвучия в
игровых упражнениях,песнях иаккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
Музыкальные жанры. Песня,танец,марш.Инструментальный концерт.Музыкально-сценические
жанры:балет,опера,мюзикл.
Музыкальные формы. Виды развития:повтор,контраст.Вступление,заключение.Простые двухчастная
и трехчастная формы,куплетная
форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования учащийся
получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах
музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других
музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
музицировать;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в
коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных
образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов
профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности
(пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека,
видеотека).
5. Общая трудоемкость курса
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов составлена в соответствии с
количеством часов, указанным в учебном плане. Предмет изучается в 1-4 классах в объеме не менее 135
часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классе).
7.Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию. Форма
промежуточной аттестации - интегрированный зачет.
8. Составитель программы.
Рабочую программу составила учитель музыки Медведева И.---., на основе программы «Музыка» 1-4
класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2018г.
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».