Литература ООО

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Литература» 5-9 КЛАССЫ
Программа по литературе разработана с целью оказания методической помощи
учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения.
Программа по литературе позволит учителю:

 реализовать в процессе преподавания литературы современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в ФГОС ООО;
 определить обязательную (инвариантную) часть содержания по литературе;
определить и
структурировать
планируемые
результаты
обучения и
содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС
ООО, федеральной рабочей программой воспитания.
Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе
представлены с учётом особенностей преподавания учебного предмета на уровне
основного общего образования, планируемые предметные результаты распределены по
годам обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература»
Литература в наибольшей степени способствует формированию духовного облика
и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся,в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные
произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение
мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных
образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям,как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтениеи изучение
выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что
способствует постижению таких
нравственных
категорий, как добро,
справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие
и
понимание
художественного
произведения,
его
анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально- эстетической реакции читателя,
которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их психического и
литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования
невозможно без учёта преемственности с учебным предметом
«Литературное чтение» на уровне начального общего образования, межпредметных
связей с русским языком, учебным предметом «История» и учебными предметами
предметной области «Искусство», что способствует развитию речи, историзма
мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к
окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного
процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы,
касающиеся отечественной и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой

монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения литературе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература»
Цели изучения литературы на уровне основного общего образования состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры
читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных
устных и письменных высказываний, в развитии чувства причастности к отечественной
культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе
высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной
литературе.
Достижение целей изучения литературы возможно при решении учебных задач,
которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением
культурной
самоидентификации,
осознанием
коммуникативно- эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в
приобщении обучающихся к наследию отечественной и зарубежной классической
литературы и лучшим образцам современной литературы, воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной
идентичности и способности к диалогу культур, освоению духовного опыта
человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей;
формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для
дальнейшего развития
обучающихся,
с формированием
их потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с
гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и
развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках
литературы, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению
позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числев процессе участия
в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего
эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование
у обучающихся системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе
основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания,
анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в
историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического
вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику
произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию
и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты
художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность
их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций, сопоставлять и
сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как
между собой, так и с произведениями других искусств, формировать
представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-

литературном процессе, развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно- эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной
культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на
совершенствование речи обучающихся на примере высоких образцов художественной
литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний,
редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно
воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературы, – 442
часа: в 5, 6, 9 классах на изучение литературы отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8
классах – 2 часа в неделю.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».