Комплексная программа Умей сказать НЕТ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖНЯЯ
САЛДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
ул. Фрунзе, д.11, г. Нижняя Салда, Свердловской области, 624740
Тел.: (34345) 3-09-80; факс: (34345) 3-09-80; E-mail: schola10NS@yandex.ru; оф. сайт:
http://10ns.uralschool.ru
_________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №10»
________________ А.Л. Бессонова
Приказ № 17/45 от 10.01. 2017 г.

Комплексная
целевая программа
«УМЕЙ СКАЗАТЬ НЕТ”
по профилактике
употребления наркотиков, ПАВ, алкоголя и
табакокурения
обучающимися МБОУ «СОШ № 10»
на 2017-2022 годы

1

Г. НИЖНЯЯ САЛДА
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Ситуация с потреблением наркотиков, ПАВ, алкоголя и табакокурения среди молодежи в России
продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают
существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления
наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним
молодёжи. (Согласно информационно – аналитическому отчету Центра социологических
исследований Министерства образования РФ, доля потребляющих наркотик или попробовавших
его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи 12–22 лет - 44,8%. Молодежь
начинает пробовать наркотик в среднем возрасте 15, 4 года. )
Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно
возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их
последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В
данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды
злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, табакокурением.
Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Основная работа по реализации программы осуществляется заместителем директора по ВР,
преподавателями физической культуры, классными руководителями, библиотекарем, Советом
профилактики, общешкольным родительским комитетом, медработниками ФАПа, участковым
инспектором. Для работы по направлениям не входящим в основную деятельность школы,
планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, медицинских
работников, сотрудников ПДН, КДН).
Паспорт
Комплексной целевой программы
по профилактике
употребления наркотиков, ПАВ, алкоголя, табакокурения
обучащимися МБОУ «СОШ № 10» на 2017-2020 годы»
Наименование программы.
Комплексная целевая программа по профилактике употребления наркотиков, ПАВ,
алкоголя, табакокуренияобучающимисяМБОУ «СОШ № 10» на 2017-2020 годы»
(далее - Программа)
Разработчик Программы
МБОУ «СОШ № 10»
Основная цель Программы
Создание оптимальных условий для проведения
первичной профилактики употребления
наркотиков, психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения среди несовершеннолетних.
Основные задачи Программы
1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально-педагогической помощи.
2. Создание условий для формирования следующих жизненно важных умений
o устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
o принимать решения;
o противостоять групповому давлению;
o преодолевать стресс и кризисные ситуации;
o открыто выражать свои чувства.
3. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребёнка активного
жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки
на отказ от вредных привычек .

2

4. Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических технологий,
обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, а также технологии раннего
обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися
Принципы программы:
 доступность: дети и их родители получают консультативную (педагогов )и отчасти
лечебную помощь (медработников школы ) бесплатно;
 анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем
более без оповещения каких-либо третьих лиц;
 опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без
использования прямых мер по противодействию им.
 системность: системный подход к решению вопросапрофилактики наркотической
зависимости при взаимодействии с различными представителями системы профилактики–
школа – семья – ребёнок:
- работа с учащимися;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
 преемственность : проведение профилактической работы на протяжении всего
периода становления личности, структура программы включает в себя три уровня
(работа с целевыми группами различными по возрасту):
1 уровень – младший школьный возраст (1-4 класс);
2 уровень - подростки (5-8 класс);
3 уровень – старшеклассники (9-11 класс).
комплексность – программа затрагивает все основные аспекты развития человека: осознание себя,
тела, эмоций; семейные взаимоотношения, самооценка и устойчивость к стрессу; осознание своей
зависимости и внушаемости, трансовых состояний,
способности критически мыслить;
сопротивление давлению со стороны, деструктивная конфликтность и коммуникативная
компетентность; ответственное поведение.
Формы, методы и приемы профилактической работы.
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной
деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных
жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как
формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических
советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения,
позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая
пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового
образа жизни.
Нормативно-правовое обеспечение программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Конвенция о психотропных веществах (Вена,21.02.1071)
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ (Вена 20.12.1988)
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (ООН, НьюЙорк, 30.09.1990)
Конвенция о правах ребенка (02.09.1990)
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, Рим,
04.11.1950)
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

3

10.

11.

12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.
24.

25.

26.
27.

28.

Федеральный закон № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции»(ред. от 05.04.2010 .)
Федеральный закон № 38-ФЗ от 30.03.1995 « О предупреждении распространения в РФ
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)» (ред.
27.07.2010)
Федеральный закон №3-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных
веществах» (ред. 18.07.2009)
Федеральный закон №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской федерации»(ред. 17.12.2009)
Федеральный закон №157-РФ от17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных
заболеваний» (ред 24.07.2009)
Федеральный закон №120- ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
(ред. 13.10.2010 )
Федеральный закон № 87-ФЗ от 10.07.2001 «Об ограничении курения табака»
Федеральный закон №11-ФЗ от 07.03.2005 «Об ограничениях розничной продажи и
потребления (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе»
Федеральный закон «Об образовании»
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. От
27.12.2009)
Приказ Минобразования РФ № 619 от 28.02.2000 « О концепции профилактики
злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»
Приказ Минздрава РФ №139 от 04.04.2003 «Об утверждении Инструкции по внедрению
оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»
Рекомендации по организации и проведению Всероссийской акции, приуроченной к
Всемирному дню борьбы со СПИДом (01.12.2009) от 25.09.2009.Руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека
Устав Муниципального Общеобразовательного Учреждения «СОШ №76»
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2128-р от 30.12.2009 « Об
одобрении Концепции государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период
до 2020 года»
Распоряжение Правительства Российской Федерации №1563 от 23.09.2010 « об одобрении
Концепции государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015
гг»
Письмо Министерства образования РФ № МД- 1197/06 «О концепции профилактики
употребления психоактивных веществ в образовательной среде»
Методическое письмо Министерства образования РФ « О социально – педагогической
работе с детьми » (подготовлено во исполнении решения коллегии Министерства
образования РФ « О практике социально – педагогической работы в России и
перспективах ее развития» № 19/1 от27.10.1999
• ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24. 06. 1999 г. № 120 -ФЗ • ФЗ «О рекламе» от 13. 03. 2006 № 38
-ФЗ • Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан»
утв. ВС РФ 22. 07. 1993 № 5487 -1 • Указ президента РФ № 690 от 09. 06. 2010 г. «Об
утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской
Федерации до 2020 года» 10. 02. 2018 Москалева А. С. Институт социального образования
Ур. ГПУ 12
Сроки реализации Программы
2017 – 2020 годы

4

Данная программа рассчитана на три года реализации - с января 2017г по январь 2020 .
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (январь, февраль 2017.)
• Анализ состояния профилактической работы за, сравнительный анализ результатов экспресстестированияобучащихся.
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.
II. Практический (март 2017-ноябрь 2020)
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий (декабрь 2020 г.)
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
Прогнозируемый результат внедренияПрограммы
1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению
основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма
наркотиков, ПАВ, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, ороли досуга в формировании
образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять
основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать
с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие
способности в коллективно-творческих делах.
3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков ,ПАВ, алкоголя, табакокурения среди
детей, подростков и молодежи.
2. Повышение доли обучающихся с устоявшимися навыками здорового образа жизни.,
3. Увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой
и спортом,
Контроль за исполнением программы.
Контроль за исполнением программы осуществляет директор школы
указанные в графе «ответственный», являются ответственными за выполнение соответствующих
мероприятий Программы.
Исполнители программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение
мероприятий.
Структура программы

1 блок
"Спорт и
здоровый образ жизни"

3 блок
"Информационнообучающий
жизненным
навыкам"

5 блок
"Рука помощи"

5

2 блок

4 блок

"Наглядная
агитация"

Творческий
"Спасибо - нет!"

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I блок "Спорт и здоровый образ жизни".
Цель действия данного блока - пропаганда, реклама здорового образа жизни, укрепления
физического здоровья, занятий спортом.
Участники блока: 1-9 классы.
В данном блоке проводятся спортивные мероприятия, секции, лекции о здоровом образе жизни и
безопасном
поведении
учителями,
медработниками
и
др.
компетентными
учреждениями,инспектором ГАИ, пожарными, инспектором ОПДН.
№
п/п

Мероприятия

Сроки
проведения

1.

I Организационно-педагогические мероприятия
Планирование работы совместно с учителями
физической культуры.

сентябрь

2.

Организация питания учащихся

сентябрь

1
2

3

II Работа с учащимися
Организация Дней здоровья.
Месячник «Внимание дети»:
- Акция «Внимание дети»
- Декадник «Школа безопасности» (Проведение
бесед, заполнение памяток по ОЖиЗ, ПДД,
пожарной и антитеррористической безопасности
- профилактическая операция «Подросток»
Декада бега.

1-9

1 раз в четв.
1-9
По
плану, 1-9
сентябрь.

Ответственные

Педагогорганизатор.
Соц
педагог.
Учитель
физ.
культуры
Ответственный
за
организацию
питания,
кл. руководители
Педагог-организатор
Педагогорганизатор.
Соц
педагог.
кл. руководители

1-2
неделя
сентября.

4

Организации проведения экспресс-тестирования
обучающихся школы (ежегодно)

5

Встречи с наркологом города

6

Проведение физкультминуток, подвижных игр на
переменах.
Декадник «Школа – территория здоровья
ноябрь.
- Тематические кл. часы по проблемам укрепления
здоровья и здорового образа жизни «Я выбираю
жизнь!»
- конкурс рисунков, плакатов, газет, буклетов
«Молодое поколение выбирает здоровый образ
жизни»;

7

Участни
ки

5-9
8-9

в теч. года,
по плану.
в теч. года

Учитель
физ.
культуры
Соц педагог
Кл.руководители

8-9

Зам. дир-ра по ВР

1-6

Кл.. руководители

1-9

Зам. дир-ра по ВР
Кл.руководители
учителя физ-ры,

6

8

9

10

11
12

- КТД «"Наше здоровье в наших руках»:
 «О, спорт, ты – жизнь»;
 игра «Форт Боярд»
Соревнования по:
футболу
волейболу;

март
В
течение 5-9
года.
По
отдельному
8-9
плану.

баскетболу
шашкам; шахматам;
пионерболу;
теннису
«Весёлые старты»
«Зов джунглей»
Организация спортивно-массовых мероприятий в ноябрь,
каникулярное время
январь,
март
Акция «Нет - курению!», «СТОП, ВИЧ, СТОП» май
посвящённая международному Дню отказа от
курения
Участие в спортивных соревнованиях (по плану в теч.года
ДЮСШ)
Неделя, посвященная Всемирному Дню борьбы со декабрь
СПИДом:
- Выставка книг, журнальных статей
- Акция «Говорящие стены» (выпуск рисунков,
плакатов, газет, посвященных Всемирному Дню
борьбы со СПИДом)
- Проведение классных часов
 Иммунитет, его укрепление
 Ответственность человека за его здоровье
 Укрепление здоровья человека (режим дня,
правильное питание, занятия физкультурой
– физическая активность)

учителььфиз-ры

8-9
5-9
5-7
8-9
1-4
1-9

учительфиз-ры

1-9

Кл.руководители

5-9

учительфиз-ры

7-9

Педагогорганизатор.
педагог.
кл. рук..

С 23 января по 1-4
23 февраля
5-7
8-9
посвящённые апрель
1-9

Соц

13

Месячник военно-патриотической работы

Зам. дир-ра по ВР,
Педагог-организатор

14

Спортивные
мероприятия,
Всемирному дню здоровья

15
16
17

Военно-спортивная игра «Зарница»
Военно-спортивная игра «Зарничка»
День защиты детей.

По плану
май
1 июня

Учителя
физкультуры,
кл.
руководители
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Начальник лагерной
смены.

18

Уроки здоровья (проведение лекций, бесед,
воспитательных часов по формированию ЗОЖ).

В
года

5-8
1-4
1-6,
7-8
течение 1-9

Учителяпредметники

7

II блок "Наглядная агитация".
Цель данного блока - профилактика вредных привычек среди детей и подростков, пропаганда
здорового образа жизни, развитие творческих способностей, навыков общения, укрепление
личностной мотивации к выбору здорового образа жизни методом наглядной агитации,
привлечения внимания общественности к здоровому образу жизни. Основой блока являются
конкурсы.
№
п/п
1

Сроки
проведения
Конкурс рисунков, плакатов, газет, буклетов октябрь
«Молодое поколение выбирает здоровый образ
жизни».
Акция «Говорящие стены» (выпуск рисунков декабрь
(компьютерная
графика),
посвященных
Всемирному Дню борьбы со СПИДом)

Участники

Ответственные

1-9

Кл.руководители

8-9

Кл.руководители

3

Конкурс на лучший буклет, листовку «Быть апрель
успешным, значит быть здоровым».

5-9

Кл.руководители

4

Размещение профилактических материалов на В течение года
стенде и на сайте школы.

8-9

5

Оформление выставки книг “Берегите здоровье 2 раза в год
смолоду”
Просмотр
отечественных
фильмов
с в течение года
последующим обсуждением.
Акции волонтёров..
в течение года

5-9

Администратор
сайта.
Библиотекарь

5-9

Кл.руководители

5-9

Педпгогорганизатор

2

6
9

Мероприятия

III блок "Информационно-обучающий жизненным навыкам"
Цель данного блока - формирование навыков, знаний и умений по организации здорового образа
жизни подростка.
Задачи:
o раскрыть глубину проблем вредных привычек
o дать адекватные знания по различным вопросам профилактической работы с
несовершеннолетними
o способствовать повышению педагогической культуры учителей, как способа
предотвращения появления факторов риска,
o научить распознавать признаки употребления ПАВ ребенком и адекватно реагировать в
сложившейся ситуации.
Учебно-просветительская работа с классными руководителями, учителями- предметниками
№
п/п
1

Мероприятия
Утверждение плана
работы
школы по профилактике вредных
привычек(табакокурение).

Сроки
проведения

Участники

Ответственные

Кл.руководители. Зам.
директора
по ВР

8

2

3

4

5

6

7

8

9

Составление
социальных
паспортов школы и классов с
целью получения необходимой
информации
о
детях,
обучающихся в школе.
Составление базы данных по
учащимся, имеющим отклонения
в
поведении,
и
семьям
неблагополучного характера с
целью последующей помощи им.
Комплекс
мероприятий,
проводимый в рамках Месячника
профилактики правонарушений и
вредных привычек.

сентябрь

Кл.руководители. Соц. педагог

сентябрь

Кл.руководители. Соц. педагог

ноябрь
апрель

Методическая помощь в подборе
литературы и метод.пособий для
проведения бесед и мероприятий
с учащимися 5-11 - ых классов по
профилактике вредных привычек.
Семинар
«Возрастные
особенности подростков при
проведении
профилактической
работы»
Рекомендации для проведения
родительских
собраний
по
проблемам профилактики ВП .

в течение года

Кл.
рук., Зам.
директора
школьный
по ВР
инспектор,
родительская
общественность
Кл.руководители Зам.
директора
по ВР
Педагог-психолог

По плану
Кл.руководители
Взаимодействия
в течение года

Анкетирование
учащихся с I - полугодие
целью выявления:
- уровня знаний о факторах риска;
- отношения детей разного
возраста к ПАВ;
- знаний и отношения детей
разных возрастных
групп к
здоровому образу жизни.
Анализ
результатов I –раз в год
анкетирования.

Работа с родителями
№ Мероприятия
п/п
Подготовка и распространение среди
1
родителей специальных материалов
антинаркотической
направленности:
буклеты,
брошюры,
социальная
реклама.
Регулярно проводить, родительские
2
собрания, беседы, анкетирование по
проблемам ПАВ
3
Консультации для родителей учащихся,
имеющих отклонения в поведении и
замеченных в употреблении ПАВ.
4
Проведение совместных досуговых

5-9

5-9

Зам.
директора
по ВР
Зам.
директора
по ВР
Инспектор ОПДН
Соц. педагог
Педагог-психолог
Соц. педагог
Кл.руководители

Педагогпсихолог.
Кл.руководители

Сроки
Участники
проведения
в
течение родители
года

Ответственные

в
течение родители
года

Кл.руководители

в
течение родители
года

Администрация
школы, кл.рук.

в

Кл.руководители

течение родители

Педагог=организатор,
кл. рук.

9

мероприятий,
направленных
на года
укрепление взаимоотношений в семье.

IV блок. Творческий "Спасибо - нет!"
Цель данного блока - формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие
творческих способностей.
В рамках блока проводятся тематические вечера, дискотеки, акции, экскурсии, походы,
праздники, развлечения, викторины, тематические недели и т.д.
№
п/п

Мероприятия

1

Праздник «Опять настал учебный год,
Опять, друзья, нас парта ждет».

2

5

6
7

8

9

10

Сроки
проведени
я

Участники

Ответственные

1-9 классы

Зам. директора по
ВР

01.09

КТД «Школа празднует День педагога»:
- выпуск поздравительных
газет-открыток
«С
любовью к вам, учителя!»;
- праздничное мероприятие. «Самых лучших людей на
свете
Рады поздравить сегодня все дети!!»;
- день дублёра
Экологический
десант
(уборка
закреплённой
территории»;
.

5.10

1-9

Зам. по ВР
Кл.руководители
Координатор
ШУС

В течение
Осени,
весны

1-9

Кл.руководители

Акция «Карусель экстренной помощи» (Неделя
добрых дел)
КТД «Нет выше звания, чем МАМА!» (посвящ.Дню
Матери):
- выпуск поздравительных открыток и плакатов
«Первое слово ребёнок сказал: «Мама;
- выставка творческих работ (рисунков, поделок,
сочинений и т.п.) детей «Это сделали мы сами»;
- концерт-поздравление «Загляните в мамины глаза».
Акция «Марафон добра» /Сбор вещей, игрушек,
канцтоваров для детей из детского дома и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации/

ноябрь

2-9

Волонтёры.

ноябрь

1-9

Кл.руководители

Ноябрь
1-9
(в течение
месяца)

Педагогорганизатор
кл. руководители

КТД «Новый год шагает по планете»:
- мастерская Деда Мороза (изготовление и ремонт
новогодних гирлянд, плакатов);
- изготовление новогодних игрушек для районной
ёлки;
- новогодние праздники.

в течение 1-9
декабря

Кл.руководители

Вечер встречи выпускников
Сегодня, как и много лет назад,
«Добро пожаловать!»- при входе говорят!

до 20. 12.
.
февраль

9

Учителя труда.
Руководители
кружков.
Педагог=организ
атор

10

11

Шоу – программа "Стрелы Амура нежны и чисты,
В День всех влюбленных в зал к нам поспеши"

13

КТД «Здравствуй праздник наших мам, бабушек, март
сестренок!»:
-выпуск рисунков и плакатов «С праздником, девочки,
девушки, женщины!»;
- праздничная линейка «Первым солнечным лучом
постучался праздник в дом».
- праздничные конкурсы и огоньки «Весенняя
карусель»
"По волнам шуток и улыбок". День юмора и смеха.
апрель

1-9

КТД «Пусть будет мир цветным вокруг»
(Экологический декадник, посвящённый Дню земли)
- экологический десант (уборка закреплённой
территории»;

1-9

Ответственныйкл
. рук.
Кл.руководители

1-9

Кл.руководители
кл. руководители,

14
15

14.02.

2-3 недели
апреля

Педагогорганизатор
кл. руководители

8-9

Педагогорганизатор
кл. руководители

8-9

16

Последний звонок «Последний звонок... До свидания 24.05.
детские грезы»

1-9

Зам. дир-ра по ВР

17

Выпускной вечер «Мы начинаем праздник,
Последний школьный бал».

9

Зам. дир-ра по
ВР

июнь

V блок. Программа "Рука помощи"
Целью является оказание социальной, медико-психологической, правовой помощи детям,
подросткам, их семьям (в том числе анонимной); профилактика и предупреждение девиантного
поведения детей и подростков.
Формы работы: консультации специалистов, заседание совета профилактики, посещения на дому,
беседы с учащимися и родителями, вовлечение учащихся в кружковую работу, тестирование и
индивидуальное консультирование в Центре занятости

№
п/п

Мероприятия

1

Привлечение
учащихся
к
деятельности (кружки, секции).

2

3

4
5

культурно-досуговой

Составление социальных паспортов школы и классов с
целью получения необходимой информации о детях,
обучающихся в школе.
Составление базы данных по учащимся, имеющим
отклонения в поведении, и семьям неблагополучного
характера с целью последующей помощи им.
Формирование банка данных трудных детей, детей
«группы риска», неблагополучных семей.
Организация горячего питания школьников. Составление

Сроки
Участник
проведен и
ия
в течение 1-9
года

Ответстве
нные
Клас.рук.,
рук.кружк
ов
Клас.рук.,
Соц. Пед.

сентябрь

Кл.руково
дители.

сентябрь

Кл.руково
дители.

Соц. Пед

сентябрь

1-9

Соц. Пед

сентябрь

1-9

Кл.рук.
11

списков уч-ся на получение бесплатного питания, молока.
Обследование сирот, опекаемых детей, семей «группы
риска»
Обследование многодетных и малоимущих семей.
Составление списков учащихся.

6
7

сентябрь

1-9

Соц. Пед

сентябрь

1-9

Кл.рук.
Соц. Пед
Соц. Пед
Педагогпсихолог
Кл.руково
дители
Зам. дирра по АХЧ
Зам. дирра по ВР
Школьный
врач
Админист
рация
Зам.
директора
по УВР.
Кл.рук.
Кл.рук.

8

Организация
психолого-педагогической
работы
с
«трудными» учащимися. Составление картотеки «трудных
учащихся.

в теч.года

1-9

9

1-9

10

Анализ состояния здоровья школьников, заполнение сентябрь
листков здоровья в журналах.
Создание в школе надлежащих санитарно-гигиени-ческих в теч.года
условий.
Распределение
зон
самообслуживания,
организация дежурства по школе.

11

Диспансеризация учащихся.

1-9

12

Учёт посещаемости школы учащимися.

в теч.года

1-9

13

Учёт детей микрорайона школы.

в теч.года

1-9

14
15

Обновление базы данных о семьях учащихся.
Работа классных руководителей по созданию моральнопсихологического климата класса.
Консультации администрации ,кл. руководителей с
родителями по вопросам правового воспитания.
Проведение кл. часов, бесед по вопросам правового
воспитания.
«Права и обязанности ребёнка» (Знакомство со статьями
«Конвенции ООН о правах ребёнка»

сентябрь
в теч.года

1-9
1-9

в теч. года

1-9

в теч. года

8-9

Админист
рация
Кл.рук.

в теч. года

1-9

Кл.рук.

16
17
18

1-9

.
Планирование работы с родителями:
1.
Повышение социально-психологической компетентности родителей (отработка
навыков эффективного общения), устранение ряда факторов риска: стереотипы
поведения, стили воспитания.
2.
Коррекция личностных особенностей членов семей (неадекватная самооценка,
эмоциональная неустойчивость), их взаимодействий с девиантными детьми.
3.

Углубление информированности о ПАВ (психоактивных веществах). Часто родители
узнают последними о том, что их ребёнок употребляет ПАВ, поэтому им необходимо
знать о признаках употребления наркотиков, причинах наркотизации, влиянии ПАВ на
организм ребёнка.

12

ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностический инструментарий
Цель диагностического исследования и анкетирования:
- изучить отношение подростков-школьников к наркотикам и проблеме наркомании в среде
подростков;
- изучить проблему подростковой наркомании, наметить основные пути ее предупреждения в
условиях средней школы.
Задачи исследования:
1) выявить сущность понятия «наркомания». Определить основные причины наркомании и
особенности
ее
проявления
в
подростковой
возрасте;
2) изучить отношение подростков-школьников к наркотикам и проблеме наркомании в среде
подростков;
3) изучить особенности деятельности социального педагога по профилактике подростковой
наркомании;
4) разработать систему первичной профилактической работы с подростками и родителями в
условиях школы.
С целью решения поставленных целей и задач подобран диагностический
инструментарий оценки личностной и социальной компетентности школьников.
Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков группы риска – это
начальный этап профилактики и коррекции зависимости. Полученные результаты подскажут
педагогам и психологам направления деятельности и помогут впоследствии оценить
эффективность работы, проведенной с детьми и подростками.
На констатирующем этапе используются следующие диагностические методики:










анкета О.М. Решетиловой «Ваше отношение к проблеме наркомании» (выявление
информированности подростков-школьников о проблеме наркомании, возможных
причинах употребления психоактивных веществ подростками и вероятных путях
разрешения этой проблемы в обществе);
анкета В.А. Родионова «Неизбежный риск употребления наркотических веществ»
(определение информированности подростков о возможных последствиях употребления
психоактивных веществ);
анкета для родителей Г.Н. Тростанецкой и А.А. Гериш (определение характера
взаимоотношений родителей с подростками, выявление информированности родителей о
причинах, последствиях наркомании и путях помощи подросткам, столкнувшимся с
проблемой наркомании);
анкета, направленная на выявление предрасположенности подростков к употреблению
наркотических веществ, их рассуждений о существовании наркотиков, причинах их
употребления, влиянии на человека
Выделение учащихся группы «Риска» по факторам риска

Выделение учащихся группы «Риска» по биологическим и социально-психологическим
факторам риска:
Биологические (или медицинские): патология беременности и осложненные роды, тяжелые и
хронические заболевания, сотрясения головного мозга, алкоголизм или наркомания у родителей,
психические заболевания у кого-либо из ближних родственников.
Социальные: семейное неблагополучие, низкий материальный достаток, плохие условия
проживания, неполная семья, гиперопека со стороны родителей. Эмоциональное отвержение
ребенка родителями, алкоголизм и наркомания у близких родственников, психические
расстройства или частые нарушения правил общественного поведения у членов семьи и близких

13

родственников, сильная или постоянная занятость родителей (работа, общественная или личная
жизнь).
Психологические
факторы: низкая
самооценка,
завышенная
самооценка, низкая
стрессоустойчивость, низкий самоконтроль, повышенная тревожность, несформированность
способов психологической защиты, неспособность к продуктивному выходу из
психотравмирующих ситуаций, низкая переносимость фрустраций, высокая подверженность
влиянию групповых норм.

Тест-опросник «Аддиктивная склонность »
Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.
№
Утверждение
1
Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие
на психику вещества - это нормально.
2
Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
3
Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.
4
Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин.
5
Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
6
Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические
вещества.
7
Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то
можно».
8
Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления
спиртных напитков.
9
Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу
того, что я немного выпил (а)
10
Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.
11
Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
12
Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
13
Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не
место.
14
Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
15
Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
16
Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
17
Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
18
Я бы попробовал (а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что
это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
19
Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные
состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др.
20
В последнее время я замечаю, что стал (а) много курить. Это как-то помогает мне,
отвлекает от забот и тревог.
21
Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали
руки, а голова просто раскалывалась.
22
Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
23
Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от
окружающего мира, нереальности происходящего.
24
Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с
употреблением алкоголя.
25
Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.
26
В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие
препараты.
27
Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.
28
Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.
29
Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.
14

У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.
Итого:
Интерпретация полученных результатов:
• до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен
• от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения
• от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению
30

Для определения степени никотиновой зависимости (для курящих) можно использовать
Тест Фагерстрема
Вопрос
Варианты ответов Баллы
Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую
сигарету?
В течение первых 5 минут
3
От 6 до 30 минут
2
От 31 до 60 минут
1
Более часа
0
Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено?
Да
1
Нет
0
От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться?
От утренней
1
От последующей 0
Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?
10 или менее 0
От 11 до 20
1
От 21 до 30
2
более 30
3
Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй?
Да
1
Нет
2
Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного
режима?
Да
1
Нет
0
Сумма баллов
Результаты теста:
• 0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание
следует уделять психологическим факторам.
• 4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина
весьма желательно.
• 6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно
неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты
замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.
Анкеты и опросники, направленные на выявление у учащихся группы риска
формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку
поведению подростков могут дать и родители.
Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков
Завьялова В.Ю.
1. Обнаруживали ли Вы у ребенка:
Вопросы
Баллы
Снижение успеваемости в школе в течение последнего года 50
Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе
Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям
50
Частую, непредсказуемую смену настроения 50
Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить
50

50

15

Частые простудные заболевания 50
Потерю аппетита, похудание
50
Частое выспрашивание денег
50
Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям
50
Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни
50
Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей 50
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения
50
Гневливость, агрессивность, вспыльчивость 50
Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма
100
Резкое снижение успеваемости 100
Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях
100
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией 100
Нарушения памяти, неспособность мыслить логически
100
Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п. 100
Нарастающая лживость 100
Чрезмерно расширенные или узкие зрачки
200
Значительные суммы денег без известного источника дохода
300
Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды 300
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона,
растворителей
300
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п
300
Состояние опьянения без запаха спиртного
300
Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов
300
2. Слышали ли Вы от ребенка:
Вопросы
Баллы
Высказывание о бессмысленности жизни
50
Разговоры о наркотиках 100
Отстаивания своего права на употребление наркотиков
200
3. Сталкивались ли Вы со следующим:
Вопросы
Баллы
Пропажей лекарств из аптечки
100
Пропажей денег, ценностей, книг, одежды и т.д.
100
4. Случалось ли с Вашим ребенком:
Вопросы
Баллы
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.
100
Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения 100
Совершение кражи 100
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков 300
Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе
алкогольного) 100
Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000
баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.
Еще один подход при выявлении у учеников группы риска склонности к зависимому поведению
заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения
подростков к употреблению психоактивных веществ.
Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность,
ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и
высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость,
склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.
Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике
Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги.
Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению.
1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?

16

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?
3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?
4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?
5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?
6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу
жизни приятелей?
7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо
врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?
8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир
благополучия?
9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?
Обработка результатов теста:
Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.
Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов.
Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов.
Если в результате набрано:
0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска»
15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание
Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному
поведению.
Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» - это
начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. Именно
полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления дальнейшей
деятельности и помогут в последующем оценить эффективность проведенной с детьми и
подростками профилактической работы.
Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук.

Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании
Предложенная анкета не является «тестом», в ней нет «хороших» и «плохих» ответов. Важно,
чтобы Вы выразили свое личное мнение. Вам предлагается ряд вопросов. Тот ответ, который Вы
считаете наиболее приемлемым для себя, нужно подчеркнуть. Заранее благодарим вас за участие.
АНКЕТА
1. Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?
А) не пить, б) не курить, в) заниматься спортом,
Г)не употреблять наркотики, д) полноценно питаться
2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
А) да, частично, в) эта проблема меня пока не волнует, г) нет;
3. Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?
А)да, б) нет;
4. Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики Вы:
А) немедленно прекратили с ним (с ней) отношения,
Б) продолжали бы дружить, не обращая внимания;
В) постарались бы помочь излечиться;
Г) попросили бы дать попробовать.
5. Пробовали ли Вы наркотики? Какие?
6. Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество? Какое?
7. Наркотик стоит попробовать:
А) чтобы придать себе смелость и уверенность;
Б) чтобы легче общаться с другими людьми;
В) чтобы испытать чувство эйфории;
Г) из любопытства;
Д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;
Е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям;

17

Ж) не стоит пробовать в любом случае.
8. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения:
А) да, б) нет
9. Наркотик делает человека свободным:
А) да, б) нет;
10. Наркотик избавляет от обыденности жизни:
А) да, б) нет;
11. Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия:
А) да, б) нет;
12. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми»?
А) да, б) нет;
13. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет?
А) да, б) нет;
14. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:
А) да, б) нет; В) если есть сила воли, то да.
15. Наркоманами становятся только слабые и безвольные:
А) да, б) нет.
16. Если бросать, то лучше бросать:
А) постепенно, б) сразу, в) бросить невозможно.
17. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют
человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества:
А) да, б) нет.
Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:
Курс, группа____________________
Пол ж, м_______________________
Ваш возраст____________________
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Анализ результатов:
1. Подростки, ответившие положительно на вопрос 5, вероятнее всего имеют опыт
употребления наркотических веществ.
2. Для подростков, выбравших вариант г вопроса 4 и вариант а, б, в, г вопроса 6 характерно
позитивное отношение к употреблению наркотиков.
3. Подростки, ответившие отрицательно на вопрос 6 и вариант ж вопроса 7 имеют четко
сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков, положительные ответы на
вопросы 9-17 свидетельствуют о недостаточной информированности подростков по проблеме
наркомании. Об этом также говорит и крайне негативная позиция в отношении людей,
страдающих наркотической зависимостью (выбор варианта а вопроса 4)недооценка масштабов
наркомании, низкая значимость здоровья (выбор варианта г , д вопроса 2) и отсутствие
комплексного подхода к вопросам здоровья и здорового образа жизни в целом.
Мониторинг отношения учащихся к табакокурению.
1.
Что тебе известно о табаке?
2.
Среди твоих знакомых есть курильщики?
3.
Можешь ли ты по внешним признакам определить курильщика?
4.
Почему люди начинают курить?
5.
Что такое пассивное курение?
АНКЕТА
1. Как ты думаешь, легко ли в школе приобрести наркотики?
а) да, б) нет, в) не знаю
2. Есть ли у тебя знакомые, употребляющие наркотики?
а) таких нет, б) 1-3 человека, в) есть, и много
3. Предлагали ли тебе в школе приобрести наркотики?
а) да, б) нет
4. Как ты думаешь, в каких случаях подросток несет уголовную ответственность?

18

а) если употребляет наркотические средства
б) если угощает приятелей и друзей
в) если хранит наркотики
г) если он занимается продажей наркотических средств
д) если он знает распространителей наркотиков, но не заявляет об этом в милицию или
администрацию школы
5. Что может помочь наркоману избавиться от этой зависимости?
а) сила воли, б) врачи, в) никто, г) близкие и друзья, д) наличие денег
6. Хотел бы ты, и в какой форме, получить информацию о наркомании, алкоголизме и
последствии применения других психоактивных веществ?
а) лекция, б) беседа-обсуждение, в) не интересует, г) я все знаю
7. К кому ты посоветуешь обратиться знакомому, употребляющему наркотики?
а) к родителям, б) к психологу, в) к учителю, г) в наркологический центр, д) никуда
Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению
1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?
2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?
3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?
4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?
5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?
6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу
жизни приятелей?
7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями либо
врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?
8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир
благополучия?
9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?
Обработка результатов теста:
Ответ «да» на вопросы № 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.
Ответ «да» на вопросы № 6, 8 – по 10 баллов.
Ответ «да» на вопросы № 5, 7, 9 – по 15 баллов.
Если в результате набрано:
0–15 баллов – подросток не входит в группу риска.
15–30 баллов – средняя вероятность предрасположенности, требуется повышенное внимание.
Свыше 30 баллов – подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому
поведению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акатова Н.С. Профилактика злоупотребления наркомании в учебных заведениях.
Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах. М. 2002 г.
2.
Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи.
Москва, «Юридическая литература», 1988г
3. Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма.
М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003г.
4. Бехтель Э.Е. Дозонологические формы злоупотребления алкоголем. М., Медицина.
Социальная педагогика. Курс лекций. Под.общ. ред. М.А. Галагузовой. Гуманитарный
центр «Владос».
5. Валентин Ю, В., Сирота Н.А. Руководство но реабилитации больных с зависимостью от
психоактивных веществ. — М., 2002г.
6.
Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая
среда. М., 1997г
19

7. Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., Медицина. 1990 -с.206.
8.
Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994г
9. Егоров А.Ю. Рано начинающийся алкоголизм.М.2002г.
10.Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр
«Академия»,2001г.
11.ЕникееваД.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие
для ОТуД. сред, и высш. пед.учеб. заведений - 2-е изд. , стереотит. - М.: Издательский
центр «Академия», 2001г.
12.Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения. 1999г.
13.Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации
аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998г.
14.Левин Б.М. Социологический анализ потребления алкогольных напитков школьниками
Москвы.М..,1996г.
15.Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма.
М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
16.Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000г.
17.Макаров В.В.Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков.
Вопросы наркологии. 1993г.№3
18.Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000г.
19.Максимова
Н.Л.
Психологическая
профилактика
алкоголизма
у
несовершеннолетних: Учеб.пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2000г.
20.Миллер В.Р.Мотивация психологической зависимости. NIDA. 2000г.
21.Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999г.
22.Пелипаса В.Е., Проблемные ситуации в сфере профилактики злоупотребления
психоактивными веществами среди подростков. Вопросы наркологии. № 4.,1999.
23.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., Изд-во Института
психотерапии. 2003 г.
24.Савченков В,В. Употребления алкоголя подростками. М.Психология.2000г.
25.Сидоров П.И., Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999.
26.Сирота И. А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др. Концептуальная программа
профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. М.
2001 г.
27.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорово-жизненного стиля. — М,
2000 г.
28.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб.пособие для
студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 г
29.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Психолого-педагогические проблемы воспитания
несовершеннолетних. Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах.
М.2000г.
30.Углов Ф.Г. Потребление алкоголя – социальная проблема. Соратник №10.2001г
31.Юсупов В.А., КорзунВ.А. «Психологическая диагностика зависимого поведения» СПб
речь 2007г.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».